Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

Отто Виблингер — австрийский коммерсант, наживший целое состояние на перепродаже икры — вряд ли попал бы в нашу сегодняшнюю подборку, если бы не его увлечение.

Они заслужили, чтобы их помнили до сих пор Отто Виблингер

Отто Виблингер — австрийский коммерсант, наживший целое состояние на перепродаже икры — вряд ли попал бы в нашу сегодняшнюю подборку, если бы не его увлечение. Большой ценитель искусства, он собрал уникальную коллекцию, которая впоследствии стала частью собрания Астраханской картинной галереи и Краеведческого музея.

Оттон (Отто) Яковлевич Виблингер родился в г. Вадуц (княжество Лихтенштейн), а в Астрахани жил с 1893 по 1914 годы. Сюда он приехал вместе с молодой женой Жозефиной, здесь же торговал себе «черным золотом» для австрийской торговой фирмы «Иван Каттус в Вене» — и быстро прослыл меценатом и любителем искусства.

Торговый дом «Иван Каттус в Вене» занимался экспортом черной икры в страны Европы. В 1910-1914 г. Отто Яковлевич значится в числе сотрудников дипломатического корпуса в качестве нештатного вице-консула Австро-венгерской торговой миссии в Астрахани. 

О нем писали газеты. Еще бы: в доме Отто Виблингера разместилась необычная коллекция искусства и антиквариата, шкафы с редкими книгами. Он подружился с местными художниками, помогал проводить их выставки и успел купить работы Кустодиева, Горюшкина-Сорокопудова и Мальцева.

Не так часто Борис Кустодиев писал натюрморты. Яркий и аппетитный «Натюрморт с фазаном» («Омар и фазан») был создан художником в 1914 году для Отто Виблингера. Сегодня полотно можно увидеть в астраханском доме-музее художника.

Летом 1914 года, накануне Первой Мировой войны, коллекционер просто закрыл свой дом… и уехал навсегда. Он покинул Россию, чтобы никогда не возвращаться. Коллекция его осталась в Астрахани, в городской усадьбе, построенной недалеко от главного астраханского рынка – «Большие Исады», по улице Белорусской, 33. Вполне возможно, что отдельные предметы Виблингер нашел именно на «Больших», где торговали купцы из Персии и Бухары, Индии и Армении.

В 1918 году, по инициативе Павла Догадина, часть ее была передана в первый художественный музей, а вторая часть — в астраханский музей-заповедник (старинные предметы вооружения: персидские шлемы, кольчуги и щиты). Коллекцию передавали в присутствии председателя военного совета Людвига Гавра. В состав собрания, носившего прежде всего антикварный характер, входило 34 живописных полотна, скульптура и художественные изделия разных стран и народов.

По сей день посетители Картинной галереи могут видеть собранные Виблингером персидские изразцы, китайскую и японскую посуду, европейские живописные полотна и мраморные статуи. В галерею поступили также предметы мебели и библиотека коллекционера. Основную часть живописного собрания представляли работы художников русской школы, в частности астраханских художников, и только два автора представляли европейские школы — это Вацлав Мали и Франц Томашу.

Артур Капп

Этому человеку было всего 26 лет от роду, когда в январе 1904 года он приехал в Астрахань. Приехал, чтобы на долгие годы стать во главе музыкального училища — и, как оказалось, оставить свой след в истории органных концертов и всей музыкальной культуры города. Имя его — Артур Капп.

По предложению Императорского Русского музыкального общества недавний выпускник Петербургской консерватории, свободный художник Артур Капп приезжает в Астрахань и становится директором музыкального училища. Под его управлением училище окончательно сформировалось и окрепло.

Но Капп проявил себя не только как талантливый руководитель учебного заведения, бесспорным лидером которого он стал сразу же по приезду, но и с первых дней фактически возглавил музыкальную жизнь всего города. Уже первый концерт состоялся через 20 дней после его приезда. С тех пор концертная жизнь Астрахани стала богаче и профессиональнее, так как к участию в концертах привлекались яркие солисты-педагоги и талантливые студенты училища. Постоянно устраивались камерные и квартетные собрания, симфонические вечера, проводились концерты, посвященные какому-либо событию.

Сам же Капп в концертах активно выступал как пианист, дирижер и композитор. Однако он был еще и весьма одаренным органистом, и с его легкой руки в Астрахани была написана первая страница истории органных концертов – впервые зазвучал орган, который располагался в лютеранской церкви и до обращения к нему Артура Каппа использовался исключительно в богослужебных целях.

Уже несколько лет в Астрахани действует проект «Возрождение Астраханского органа», руководитель которого — Наталья Фомичева — неоднократно подчеркивает значимость фигуры Артура Каппа в культурной жизни Астрахани.

Эрнст Фольрат

Главный архитектор Астрахани 1868-1882 гг. Эрнст (Эрнест) Иванович Фольрат родился в 1823 году в Саксонии в семье булочника, переехавшей затем в Россию и обосновавшейся в Петербурге. Бывший саксонский подданный, с 1839 года он являлся «вольноопределяющимся учеником» Академии художеств, которую успешно закончил в 1845 году в звании академика архитектуры. Далее он успешно работал в Петербурге помощником архитектора. В 1848 г. за проект церкви лютеранин Фольрат получает уже вторую золотую медаль. В этот период архитектор более всего связан именно с церковным строительством. В качестве помощника архитектора Эрнст Иванович принимал непосредственное участие в строительстве церквей лейб-гвардии Конного (1845) и Егерского (1849-1855) полков. Храм для егерей возводился по проекту К.А. Тона, утвержденному в 1849 г. Николаем I. Строительство производилось на личные средства царя, который присутствовал при торжественном освящении храма в 1855 г. Пресса отмечала особое воодушевление и патриотизм архитекторов и художников, принимавших участие в строительстве и отделке храма. За строительство церкви Егерского полка Фольрат был высочайше пожалован бриллиантовым перстнем.

В 1849 году Фольрат получает звание художника 14 класса, а в 1854-м – удостоен звания академика за проект музея для живописи и скульптуры. Петербуржский период деятельности архитектора Фольрата отмечен также работой на строительстве пассажирских станций Петербуржской ж/д и дворца великого кн. Михаила (1862).

25 апреля 1868 г. Эрнст Иванович Фольрат уже сложившимся опытным мастером назначен в Астрахань. Служба в должности астраханского городского архитектора позволила раскрыться его талантам в полной мере. Архитектор служил в Астраханской городской управе с 1868 по 1882 гг. В эти годы архитектурный силуэт нашего города заметно обогатился постройками нового типа, отражавшими большие экономические и социальные перемены.

В Астрахани Фольрату пришлось заниматься всем спектром городского строительства: в его послужном списке 1870-х больничные сооружения, купеческие усадьбы Хачикова и Саркисовых, братьев Сергеевых, православный храм и синагога. Все, что построил в Астрахани Фольрат, отличает точная выверенность архитектурных пропорций, основательность и вместе с тем изящество силуэта и знаменитая «немецкая» аккуратность.

Архитектор работал в стилевых традициях своего времени, но Фольрату неизменно удавалось встроить свои здания в уже сложившийся архитектурный пейзаж, не разрушая городского ансамбля. При этом архитектор обладал своим авторским почерком, легко узнаваемым в старой застройке города. Практически все его известные проекты сохранились по сей день, отдельные здания были использованы в качестве архитектурно-планировочного образца (дом братьев Сергеевых), иные получили дальнейшее развитие в XX столетии в модерновых стилевых формах (купеческая биржа).

И, конечно, вершиной карьеры и последним масштабным проектом астраханского городского архитектора Эрнеста Ивановича Фольрата явилось строительство зимнего театра наследников Плотникова (1878-1882).

Это одна из крупнейших театральных построек, возведенных в 70-80 годах XIX столетия. Строительство производилось на средства частного предпринимателя, астраханского купца, потомственного почетного гражданина Н.И. Плотникова.

Творческий почерк Фольрата отличается приверженностью стилистике позднего классицизма, в целом характерного для астраханской застройки второй половины XIX столетия.

Иван Варваций

Если снять фильм по биографии этого человека, то получится захватывающее приключенческое кино с элементами боевика. Иван Варваций — он же Иоаннис Варвакис, известен как торговец и промышленник, прозванный «великим благотворителем Астрахани и юга России». Однако в молодости он был знаменитым пиратом, за голову которого турецкий султан назначил огромное вознаграждение.

Варвакис родился на острове Псаре в Эгейском море, предположительно в 1732 или 1750 году. В 1770 году он решил присоединиться к русской эскадре Первой Архипелагской экспедиции, которая проходила во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Вчерашний пират проявил себя в Чесменской морской битве, оказав помощь российскому флоту. Ему пожаловали чин поручика и приняли на службу. А затем он с помощью графа Потемкина встретился с императрицей Екатериной II. Правительница отправила Варвакиса в Астрахань, чтобы развивать торговые пути по Каспию. Ему были дарованы тысяча червонцев и право беспошлинной торговли на 10 лет. Здесь он занимался торговлей рыбой и солью и стал одним из самых богатых людей города.

В 1789 году Варвакис был принят в подданство России и сменил имя на русский манер — Иван Андреевич Варваций. В Астрахани он жил до 1813 года, затем уехал в Таганрог, а в 1823 году вернулся на родину, в Грецию, где умер спустя два года. В Греции Варваций признан национальным героем за участие в освободительном движении. Перед кончиной он завещал своей стране все свои деньги — 1 миллион 400 тысяч рублей. В Афинах ему установлен памятник.

Памятник Варвацию в виде бюста установлен также в Астрахани, в городе, которому он пожертвовал около 3,5 миллионов рублей. Здесь похоронены две дочери дворянина.

На деньги Варвация в 1813 году была построена вторая по счету колокольня астраханского кремля. Автором проекта был архитектор Луиджи Руска. К сожалению, колокольня не сохранилась до нашего времени.

Во время эпидемии чумы Варваций построил каменную больницу на 50 человек и Тихвинскую церковь при ней.

По желанию Варвация на его деньги был построен канал, соединивший Волгу и реку Кутум, а также четыре моста через него и набережная. Кстати, один из мостов по-прежнему носит имя Варвациевского (ул. Кирова/Набережная 1-го Мая).

Иосиф фон Вейскгопфен

Основателя первой в Астрахани газеты зовут Иосиф фон Вейскгопфен. Именно он в 1813 году вошел в историю астраханской журналистики, издав первый номер «Восточных Известий». Недаром сегодня в честь этого события в городе отмечают День астраханских СМИ.

Иосиф фон Вейскгопфен родился в Тироле, обучался юридическим наукам в Венском университете, хорошо знал языки: латинский, немецкий и французский и немного русский. В 1806 году приехал в Россию, а в 1811-м определен учителем немецкого языка в Астраханскую гимназию. В том же году ему разрешено было завести в Астрахани свою типографию и издавать еженедельную газету «Восточные Известия», первый номер которых мог появиться только 29 января 1813 года, и, несмотря на стеснение, последовавшее от министра народного просвещения графа Разумовского относительно программы издававшейся газеты, она продолжала аккуратно выходить до самой смерти издателя.

Газета была миниатюрной: четыре листа размером с ученическую тетрадь. Первая статья в «Восточных известиях» была посвящена войне с Наполеоном. Много внимания уделялось торговым связям Астрахани. На страницах «Восточных известий» читатель мог найти ценные описания образа жизни, обычаев, быта и культуры народов Грузии, Хивы, Бухары, Индии, Турции, Персии и Тибета. Издание также содержит немало статей географических, о торговле и общественной жизни Астрахани. С 1816 года «Восточные известия» печатались на русском и армянском языках.

За все время существования издания было выпущено более 150 номеров. В коллекции Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской представлены выпуски за 1813 г. и один выпуск за 1816 г.

Последний номер «Восточных Известий» вышел в свет 5 июля 1816 года. За 3 дня до этого Иосиф фон Вейскгопфен умер в возрасте 37 лет.

Последние новости

В Астрахани обсудили реализацию новых нацпроектов

Губернатор Игорь Бабушкин подчеркнул важность работы областного отделения партии.

Астраханский экс-депутат признан иноагентом

Министерство юстиции Российской Федерации сделало важное заявление о статусе Олега Шеина.

Новый законопроект о налогах в Госдуме

Законопроект предлагает снижение налоговой ставки в России.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Калининграде с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *