Новый год: история праздника и вековые традиции
Уже не одно столетие жители планеты встречают Новый год с наряженной елкой и подарками под ней.
Уже не одно столетие жители планеты встречают Новый год с наряженной елкой и подарками под ней. А ведь в нашей стране мы могли бы делать это не 1 января, а четырьмя месяцами ранее, одновременно с Днем знаний. Где же берет начало праздник и кому мы обязаны новогодними традициями — узнаем прямо сейчас.
ДАТАНовый год в России напрямую связан с именем Петра I. Император придал празднику особое значение и даже перенес его дату (с 1 сентября). В конце декабря 1699 года Петр I издал указ «О праздновании Нового года», который вводил в нашей стране новое летоисчисление – от Рождества Христова, а начало Нового года отныне приходилось на 1 января.
Еще одно календарное изменение случилось много позже. До 1918 года Россия жила по юлианскому календарю, в то время как практически вся Европа по григорианскому. Разница между двумя системами исчисления составляла 13 дней. Такая ситуация приносила массу проблем, поэтому в 1918 году в нашей стране состоялся переход на западноевропейский календарь: после 31 января сразу наступило 14 февраля.
С 1919 года появилась традиция отмечать Новый год не только по новому стилю, но и по-старому (юлианскому), который отныне приходился на 14 января.
В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только через десять лет. 1 января стало выходным днём в 1947 году, а в 1962-м состоялся первый «Голубой огонек» и в полночь по Центральному телевидению были показаны Кремлевские куранты.
ТРАДИЦИИПетр I не только изменил новогоднюю дату, но и повелел торжественно отметить праздник в духе европейских держав: «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, а людям скудным (бедным)… хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою (домом) своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года». В качестве примера в московском Гостином дворе выставили образцы наряженных деревьев.
Под бой курантов в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года Петр I с факелом в руках вышел на Красную площадь и запустил первый фейерверк. Звон колоколов воедино слился с пушечной стрельбой, округа озарилась ярким светом. С этой поры появилась традиция каждый год зажигать «огненные потехи», стрелять трижды из мушкетов, «выпускать несколько ракет». В течение всей праздничной недели горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а также жечь на улице костры из дров, хвороста и смолы. Шумные торжества продолжались до 6 января и закончились крестным ходом.
После смерти Петра Великого практика наряжать елку сохранилась только в питейных заведениях. Эта традиция была восстановлена лишь в XIX веке.
Первый детский праздник на Рождество 1828 года устроила императрица Александра Федоровна, жена Николая I. Правда, на вечер были приглашены пять её собственных детей, племянницы — дочери великого князя Михаила Павловича, а также дети некоторых придворных. Подарки раздавала сама императрица. Веселье продолжалось всего лишь один час.
На протяжении XIX и начала XX века Рождество считалось семейным праздником, а Новый год общественным: дети и молодежь собирались вместе и праздновали со сверстниками. Девочки традиционно наряжались в костюмы фей, принцесс, Красной Шапочки, а мальчики были пиратами, королевскими пажами и царевичами.
Первые новогодние детские утренники в СССР стали проводиться с 1935 года по предложению кандидата в члены Политбюро Павла Постышева, который выдвинул идею организации коллективных елок для детей рабочих и крестьян. Через четыре дня по всей стране были устроены елочные празднества, а магазины заполнили разнообразные елочные украшения. Вернулся праздник в школы и детские сады. Дети надевали разнообразные костюмы (снежинки, зайчики, медвежата и т.д.) и искренне радовались елке, водили хоровод, читали стихи, пели песни и получали из рук Деда Мороза подарок. Эта традиция жива и поныне.
ЁЛКАПопулярная в Германии легенда связывает возникновение рождественской ёлки с именем Святого Бонифация. Согласно житию святого, чтобы показать германским язычникам бессилие их богов, тот срубил священный дуб Одина. Легенда развивает этот сюжет: на вопрос потрясённых германцев, как им отмечать Рождество, он указал им на маленькую ель, уцелевшую под рухнувшими ветвями дуба. Её вечнозелёные ветви символизируют бессмертие, а верхушка указывает на небеса, как место обитания Бога.
До сих пор не утихают споры о том, где и когда была впервые документально зафиксирована установка рождественской ёлки. В немецких рождественских гимнах ёлка упоминается с XVI века, тогда как в литературных источниках начинает фигурировать лишь к концу XVIII столетия. Одним из первых её упоминает Иоганн Вольфганг Гёте в 1774 году («Страдания юного Вертера»):
…в воскресенье перед рождеством, он вечером пошёл к Лотте и застал её одну. Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной ёлки с восковыми свечами, сластями и яблоками приводило его в невыразимый восторг.
В России елка набирала все большую популярность в XIX веке, однако в 1920-е годы Новый год и Рождество впали в немилость, поэтому ёлки исчезли — не несколько лет.
УКРАШЕНИЕОбычай украшать ёлку к рождественским праздникам появился в начале XVI века так же в Германии — это связывают с поверьями о цветении и плодоношении деревьев в Рождественскую ночь. Существует версия, что рождественская ель появилась в результате переосмысления древних ритуалов Йоля в новой христианской трактовке. Среди германских народов якобы существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сладости. После крещения германских народов все эти обычаи и обряды начали постепенно приобретать христианский смысл, и ёлочки, устанавливаемые в домах, стали частью атмосферы сочельника.
В нашу страну такая традиция полноценно пришла только спустя три века. Специально к празднику люди стали украшать дома еловыми ветками, а потом и самой елкой. Популярными украшениями были фрукты, овощи, орехи, конфеты и, конечно же — игрушки.
ИГРУШКИК слову, Германия является родиной и первый елочных украшений – «Дрезденских игрушек». Они представляли собой плоские рельефные фигурки и изготавливались вручную: из прессованной ваты. Вату нужно было подготовить заранее — окрасив её разными цветами. А после уложить в кастрюлю с клейстером, довести до кипения, отжать и вывесить на просушку. Позже, во второй половине XIX века, появилась техника ватного папье-маше, позволяющая сделать выпуклые фигурки и красиво оформить лица. Ныне она вновь становится популярной.
За основу брали не только вату – к примеру, игрушки склеивались из двух половинок выпуклого тонированного картона, который придавали изделию прочность. Такая технология получила название «Дрезденский картонаж» и наиболее популярной стала в 80-е годы XIX столетия, что продолжалось до первой половины XX века. Среди игрушек-картонажей были распространены двусторонние объёмные золотые и серебряные фигурки животных, сказочных персонажей, звёзд. Из картона получалось даже подобие ювелирных изделий — благодаря серебряному или золотому покрытию. Этот эффект достигался методом ламинирования картона металлической фольгой. Казалось, что эти елочные игрушки сделаны из металла. Картонные игрушки по сравнению с металлическими не были тяжелы для еловых веток.
В дореволюционной России, конечно же, были разнообразные елочные игрушки из картона отечественных производителей. Обычно их выпускали артели и фирмы, занимающиеся полиграфией, изготовлением бумажных коробок для кондитерской продукции, игрушек для детей.
До появления мишуры на рождественское дерево вешались цепи, сделанные из цветной бумаги. Кстати, эта традиция была популярна в советские времена: многие дети мастерили сами такие простые украшения из бумаги, конфетной фольги и фантиков.
Был популярен и Фелтинг — древнейшее текстильное искусство, в процессе которого из шерсти путем валяния и нанесения рисунка изготавливаются различные изделия.
Наконец, появляются стеклянные игрушки. В XIX веке первые хрупкие украшения завозились в Россию из Европы. Позднее было налажено собственное производство игрушек. Возникновение Клинского стеклодувного промысла относится к XIX веку, когда князь Александр Меншиков получает разрешение на открытие в своем имении Александрово-стекольного завода для производства ламп, бутылок, изделий из цветного стекла. Мастера-артельщики научились выдувать стеклянные изделия для аптек и лабораторий, а затем и елочные украшения — шары и бусы. В XX веке в моду вошли бутафорские фрукты из папье-маше: яблоки, морковки и др.
Массовый выпуск стеклянных ёлочных украшений наладили уже в советское время. Многие годы до этого новогодняя елка была символом скорее не Нового года, а Рождества. Отсюда рождественская тематика многих игрушек и открыток прошлого. К примеру, деревянные вертепные куколки – образы Марии, волхвов и пастухов. Издавна традиционным новогодним подарком были фигурки белых ангелов как символа радостных вестей. Верхушку елки украшал обязательный атрибут праздника – Рождественская звезда.
Миниатюрные коробочки для конфет — бонбоньерки — ещё один вид традиционных новогодних украшений. В советское время они получили второе название — сюрпризница, поскольку слово «бонбоньерка» стали считать старорежимным. Но их предназначение не изменилось — в коробочках прятали сладости или маленькие подарки.
В 30-е годы ассортимент игрушек стал отражать советские темы — пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Осталась и классика — фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей.
ДЕД МОРОЗВ 1840 году выходит сборник сказок Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея», среди которых была необычная история про «Мороза Ивановича». Главный персонаж «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется», живёт в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Его полноправно можно считать прототипом современного Дедушки Мороза. Но Мороз Иванович продолжительное время не ассоциировался с новогодними мероприятиями.
Во второй половине XIX века предпринимались попытки создать своего национального «рождественского деда», который преподносил бы подарки детям. Его по европейской традиции отождествляли со Святым Николаем или Дедушкой Николаем, который не прижился в России.
В результате смешения народных представлений о Святом Николае и образа Мороза Ивановича в начале XX века складывается знакомый нам сегодня образ Деда Мороза: старик с белой длинной бородой в красной шапке, шубе, рукавицах и с посохом в руке. Именно тогда он впервые предстаёт на ёлках. А на дореволюционных праздничных открытках появляются его изображения.
После революции 1917 года Рождество и Новый год были объявлены религиозными и буржуазными праздниками, поэтому Дед Мороз временно исчез из поля зрения окружающих. Его торжественное возвращение произошло 30 декабря 1935 в Харькове на первой новогодней ёлке в СССР. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой встречали собравшихся в московском Доме Союзов. С тех пор ни одно новогоднее мероприятие не обходится без Деда Мороза.
В Астрахани роль Деда Мороза нередко исполняют известные астраханские артисты. В их числе Сергей Мартемьянов, Александр Ботяновский, Олег Комаров, Рауф Зарипов, Константин Гузенко и другие. Но есть среди астраханских Дедов Морозов и настоящий старожил. Его имя – Георгий Бутусов, и это актер-кукловод Астраханского театра кукол, дипломированный артист театра и кино. На сцену Театра кукол он впервые вышел в 1998 году и с 1999-го стал там бессменным Дедом Морозом в новогоднюю пору. А в целом его дед-морозовский стаж преодолел 30-летний рубеж.
Новогодняя кампания в театре – всегда особое событие. Астраханский театр кукол каждый год готовит одну, а то и две сказочные премьеры, устраивая праздник у елки до или после просмотра. Кстати, елка здесь не совсем обычная – во время действа она спускается с потолка. Сложный механизм разработал в 1999 году Александр Тихонов. С тех пор елка в компании с Дедом Морозом и Снегурочкой неизменно радует детей и взрослых.
ОТКРЫТКИ«Изобретателем» рождественских открыток был сэр Генри Коул, который выпустил первые открытки в 1863 году и продавал их по шиллингу за штуку. Открытки представляли собой разукрашенные вручную литографии. Бытовало много споров по поводу уместности и пристойности того изображения, что красовалось на первой открытке. На ней изображено несколько поколений одной семьи, которые держат в руках бокалы с вином, в том числе и дети. Многие считали, что эти изображения пропагандируют алкоголизм. В то же время по бокам основной картинки изображены люди, которые помогают голодным и бездомным. Тем не менее практика дарения открыток на Рождество прижилась. Начиная с 1870-х годов, когда почта выпустила специальную марку для открыток, эта традиция укоренилась.
Первая поздравительная новогодняя открытка появилась в Англии в 1843 году. Художник Джон Хорсли изобразил на ней семью чиновника Генри Коула за праздничным столом с надписью: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Открытка первоначально предназначалась только для близких родственников и была напечатана небольшим тиражом. Такой подарок получил хорошие отзывы окружающих и её стали продавать по шиллингу за каждую.
Русские предприниматели покупали за рубежом красочные «картинки» без надписей, а позже наносили на них поздравление на родном языке (с Рождеством Христовым, с Новым годом), в результате чего возрастала стоимость изделия (от рубля и выше).
Первая отечественная новогодняя карточка создана в 1901 году художником Николаем Каразиным. К работе над чудесными иллюстрациями также привлекались известные художники – Виктор Васнецов, Иван Билибин, Илья Репин, Константин Маковский, Александр Бенуа. Это были целые произведения искусства – зимние пейзажи, занесенные снегом избы, купола церквей, хорошо одетые дети, очаровательные медведи и зайцы, ангелы, поезда и железные дороги. В качестве дизайнерского решения использовали тиснение, оформление серебряной или золотой крошкой.
После революции 1917 года традиция дарить друг другу рождественские открытки временно прервалась. Новогодние открытки вновь появились лишь в 1942 году. На них теперь демонстрировались кремлевские башни, Дед Мороз, Снегурочка и надпись «С Новым годом!».
Позже менялся только рисунок, который зависел от курса советского государства: Дед Мороз-железнодорожник на БАМе, космонавт, металлург, почтальон и пр.
АСТРАХАНЬХудожник: Юрий Анискин
И, конечно, Новый год был и остается одним из самых любимых праздников у астраханцев. 100 лет назад кроме граммофона, который стоил недешево, астраханцы использовали другие способы развлечения. Например, могли вызвать на праздник пианиста, которые предлагали свои услуги через газеты. Заказчику, как правило, нужно было сходить к пианисту на дом. Телефоны тогда имели не многие.
К слову, астраханские газеты в праздничные дни пестрели разными объявлениями. Торговцы умело пользовались законами рекламы, которые актуальны до сих пор. Из продуктов питания на новогодний стол рекламировали, например, свиные окорока, различные спиртовые настойки, натуральные вина. Было что выбрать и в качестве подарков. Судя по объявлениям, в Астрахани было великое множество магазинов одежды, в том числе и европейской: «Магазин мануфактуры, большой выбор новостей сезона», «Большой выбор шапок, прилично и недорого», «Трико, шубы, меха».
Кондитерская «Шарлау» сто лет назад обещала астраханцам богатый ассортимент пряников. Предприимчивые врачи давали объявление о своих услугах, приглашая заглянуть, если после праздников что-то заболит.
На первой странице новогоднего номера «Астраханского вестника» опубликованы не сенсации, как принято в газетах сейчас, а большая притча из Библии. Сквозь праздничные поздравления и манящую рекламу проступает жизнь простых астраханцев.
В канун 1912 года в астраханских кинематографических залах крутили новинку «Наука и жизнь». В начале века кино было экзотикой, и любой фильм казался страшно интересным.
Последние новости
Избирательная комиссия Астраханской области провела заседание
Обсуждение ключевых вопросов предстоящих выборов.
Принятие бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования
В Астрахани прошло пленарное заседание регионального парламента.
Временное ограничение дорожного движения в городе
Ремонтные работы приведут к изменению маршрутов автотранспорта.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований