Как открыть бизнес по франшизе?
Открыв собственное дело, вы можете обеспечить себе финансовую независимость, проявить свои управленческие таланты и получить выгодное вложение средств. Однако начинать бизнес с нуля довольно сложно и затратно. Здесь на помощь может прийти франшиза. Она позволяет купить готовый бизнес по уже известному бренду, что намного проще и дешевле, чем создавать свой бренд.
Франшиза позволяет покупателю (франчайзи) не только использовать известный бренд, но и получить поддержку от продавца франшизы (франчайзера). Это включает в себя технологии, производственные принципы, бизнес-план, маркетинговые разработки, контакты поставщиков и условия работы с ними. Франчайзер также берет на себя все труды по продвижению и рекламе. Основной принцип франчайзинга заключается в том, что крупная компания предоставляет частному предпринимателю возможность открыть бизнес под вывеской разрекламированного бренда.
Готовый бизнес по франшизе является одним из самых надежных вариантов открытия собственного дела. Больше 80% франчайзинговых компаний продолжают существовать даже через 10 лет после открытия. В то время как самостоятельные неопытные бизнесмены в среднем терпят неудачу после 10 лет существования в 85% случаев. Это делает франшизу более привлекательной для начинающих предпринимателей.
Необходимо учитывать
Франчайзинг впервые был применен Исааком Зингером и General Motors. Он начал продавать права на свой бренд еще в 1851 году, давая партнерам возможность работать от его имени. А General Motors передала дилерской компании исключительное право на продажу своей продукции.
Важное значение планового взаимодействия между франчайзером и франчайзи становится очевидным уже после того, как новое предприятие открыто. Помимо регулярных выплат роялти, компания-продавец активно участвует в жизни и развитии своего нового бизнеса. Франчайзер предоставляет маркетинговую поддержку, организует обучение нового персонала и повышение его квалификации, а также придумывает различные акции, которые стимулируют продажи, например, распродажи или специальные предложения. Благодаря консультациям байеров, располагающих информацией о востребованных товарах, розничные точки приобретают именно те продукты, которые будут пользоваться спросом. Кроме того, обязательным является сотрудничество франчайзера и франчайзи в области закупок и доставки необходимых товаров.
Окупаемость франшизы напрямую зависит от множества факторов, однако, как правило, срок ее окупаемости является меньшим, чем время до получения устойчивой прибыли компанией, созданной с нуля. Согласно данным экономистов, средний срок окупаемости готового бизнеса составляет от двух до семи лет. Кроме того, предприятия, работающие по франшизе, обычно имеют более стабильную прибыль, потому что франчайзи застрахован от некоторых сложностей, с которыми сталкиваются все начинающие бизнесмены.
Готовый бизнес по франшизе: плюсы и минусы
Открытие бизнеса по франшизе может быть выгодным решением, но прежде чем вкладывать деньги в эту схему, необходимо изучить все ее преимущества и недостатки.
Плюсы:
- Простота системы. Подготовленный бизнес по франшизе отлично подходит тем, кто не имеет опыта в предпринимательстве. Поскольку все схемы разработаны профессионалами и были проверены многократно, франчайзи не будет проходить через этапы учения на собственных ошибках.
- Известный бренд. Развитие торговой марки требует огромных затрат: иногда потребуется много лет, чтобы потребитель узнал бренд и начал ему доверять. Бизнес по франшизе предполагает использование уже известного имени, выигравшего доверие покупателей.
- Поддержка бизнеса. Франчайзи может рассчитывать на помощь франчайзера, который, как правило, предоставляет полную информацию по всем вопросам успешного ведения дел, включая организацию поставок, обслуживание, маркетинг и продвижение.
- Преимущества при кредитовании. Представители известных марок имеют больше шансов на получение кредитов, чем обычные индивидуальные предприниматели. Владелец франшизы может выступить гарантом при получении кредита.
Минусы:
- Зависимость от франчайзера. У франчайзи меньше свободы выбора, чем у самостоятельных предпринимателей. Курс развития определяется владельцем бренда, который определяет и благосостояние франчайзера. В случае неудач франчайзера этот факт неминуемо отразится на всех поклонниках франшизы. Но в хорошие времена франчайзи могут разделять с владельцем бренда финансовый успех.
- Выплаты. Покупатель бизнес-модели должен произвести два вида платежей: начальный паушальный взнос при подписании договора франчайзинга, а также выплаты роялти. Паушальный взнос составляет около 10% от общих инвестиций в зависимости от известности бренда и объема информации, передаваемой покупателю. Ежемесячный роялти обычно составляет около 6-7% от оборота компании-франчайзи и включает плату за маркетинговую кампанию.
- Обязательства. Новый партнер франчайзера обязан точно следовать условиям, предоставляемым брендом. Несоблюдение необходимого уровня сервиса может заставить франчайзера закрыть свой бизнес.
Согласно информации, опубликованной Международной ассоциация франчайзинга, на настоящий момент в мире зарегистрированы более 16,5 тысяч франчайзеров и свыше 1,2 миллиона франчайзи. Интересно отметить, что некоторые крупные компании имеют более 1000 партнеров-франчайзи, что свидетельствует о популярности данной бизнес-модели. Дополнительную информацию о франчайзинге и его преимуществах можно найти на портале rusfranch.ru.
Как начать бизнес по франшизе?
Планируете начать свой бизнес по франшизе, но не знаете, с чего начать? Самый важный шаг — выбор сферы деятельности. Оптимальный вариант — выбрать ту отрасль, в которой вы хорошо разбираетесь и которая вам интересна. При этом возможно, что это будет ваш первый опыт в бизнесе. Не стоит покупать франшизу магазина оргтехники, если вы не являетесь экспертом в области компьютеров. Если вы следите за модой, то отличным выбором будут магазины одежды и аксессуаров, а если у вас есть знания в области экономики, обратите внимание на франшизы кредитных организаций.
Кроме того, при выборе сферы деятельности необходимо учитывать финансовые возможности. Покупка наиболее дорогих франшиз, таких как рестораны, отели, гипермаркеты и фитнес-клубы, требуют серьезных финансовых вложений. Розничные магазины предлагают более доступные франшизы. Также нужно учитывать, что не все франшизы подходят для всех регионов, поэтому важно изучить целевую аудиторию и динамику рынка в выбранном городе.
Поиск финансирования
Покупка бизнеса по франшизе может быть осуществлена несколькими способами. Один из наиболее очевидных - использование личных сбережений. Тем не менее, не всегда есть необходимая сумма, чтобы оплатить первоначальный взнос. В связи с этим, многие предприниматели решают открыть свой бизнес с помощью банковского кредитования. Но существуют и другие возможности, например, инвестирование со стороны компании, которая продает франшизу. Однако для этого франчайзи должен уже быть работником этой компании и такая модель взаимодействия между ними должна быть принята. Еще одним вариантом является поиск стороннего инвестора. В любом случае, покупка франшизы уже повышает шансы на успех: люди склоннее вкладывать деньги в известные бренды, чем в стартапы, результаты которых нельзя гарантировать.
Как выбрать выгодную франшизу
В настоящее время на рынке существует множество компаний, специализирующихся на продаже франшиз. Если вы собираетесь купить франшизу, то в первую очередь стоит обратиться к самому франчайзеру, нежели к посреднику. Однако не все предложения могут быть квалифицированы как выгодные.
Поэтому важно знать, как определить, что сотрудничество с франчайзером будет приносить доход партнеру. Следующие признаки помогут вам в этом:
-
Широкая сеть успешных предприятий. Если по выбранной вами франшизе работает множество точек и все они процветают, значит, у компании есть будущее.
-
Срок работы. Компания-франчайзер должна быть не новичком, а давно окупившимся предприятием, иначе есть риск связаться с компанией, которая терпит крах и продает франшизы для того, чтобы покрыть свои расходы.
-
Поддержка франчайзи. Важно узнать, какую именно помощь компания готова оказывать покупателю франшизы, и не доверять словам – все меры поддержки должны быть зафиксированы в договоре.
-
Бизнес-план. Серьезные компании предлагают своим франчайзи разработку бизнес-плана и оценку эффективности проекта, а компании-однодневки лишь упирают на предполагаемую выгоду, не предоставляя никаких цифр.
Однако даже самая успешная франшиза не гарантирует, что дела пойдут хорошо – покупатель и сам должен приложить некоторые усилия. Именно поэтому перед покупкой франшизы важно изучить рынок, на котором вы собираетесь работать. Проанализируйте спрос на выбранные вами товары и услуги, количество конкурентов, их расценки и уровень сервиса.
Какие следующие шаги необходимо сделать при выборе франшизы?
Когда риски и выгоды были рассмотрены и выбрана подходящая франшиза, есть еще несколько этапов, которые необходимо пройти, прежде чем открыть свое дело.
Как известно, франчайзеры, которые стремятся к долгосрочному сотрудничеству, предоставляют своим партнерам по франшизе бизнес-план, который включает:
- прогноз продаж и прибыли,
- затраты на организацию сбыта товаров и накладные расходы,
- смету требуемых капиталовложений.
Однако, такой стандартный бизнес-план нуждается в некоторых улучшениях, потому что условия значительно отличаются от города к городу и от места к месту.
Выбор и ремонт помещения: что нужно знать франчайзи
Если вы задумались о том, чтобы открыть свой бизнес по франшизе, то прежде всего следует узнать о требованиях, которые предъявляет продавец к помещению. Многие компании имеют свои ограничения и жесткие правила по выбору помещения, дизайну интерьера, количество и составу персонала и тд.
Однако, есть франчайзеры, которые готовы помочь своим партнерам в выборе зданий, переговорах с арендодателями, а также предоставить дизайн-проект. Более серьезные компании могут организовать обучение персонала, предоставить услуги мерчендайзеров и даже организовать торжественное открытие торговой точки.
Поэтому, перед тем как начать поиски и ремонт помещения, необходимо узнать, какие требования стоят перед вами со стороны продавца, чтобы избежать расхождений в будущем и получить максимальную поддержку от франчайзера.
Фото: freepik.com