Исследовательские агентства России: кому можно доверить сбор информации о бизнесе и потребителях?
Маркетинговые исследования - это способ сбора, систематизации и анализа данных о рынке, конкурентах, ценах и потребителях, которые используются руководством компаний для тактического и стратегического планирования, организации бизнес-процессов и рекламной деятельности.
Данные исследования можно рассматривать как потомство классических социологических исследований. Они служат обслуживающей сфере бизнеса. «Обычная» социология как самостоятельная исследовательская область существует уже более 70 лет по всему миру, включая Россию и бывшие республики СССР. В советское время, с плановой экономикой, маркетинговые исследования не были востребованы. Их проводили институты для легкой промышленности в соответствии с заказами министерств. Только с переходом к рыночной экономике значение исследований в России было оценено по достоинству.
Однако, по сегодняшним меркам, не во всех государствах отрасль маркетинговых исследований полностью сформирована. Такие исследования проводятся на регулярной системной основе в странах с развитой экономикой, где постоянное повышение эффективности бизнеса является необходимым условием для его выживания. США, Япония, Китай, Германия, Великобритания и Франция такие примеры. В России рынок также активно развивается, особенно в послекоронавирусное время.
Первые исследовательские агентства в России появились в период с 1980 по 1990 годы. Они занимались преимущественно изучением общественного мнения. В это время появился ВЦИОМ, специализирующийся главным образом на государственных заказах. В России полноценные агентства маркетинговых исследований начали возникать массово ближе к середине 1990-х годов. Сначала их клиентами были зарубежные компании, заинтересованные в выходе на российский рынок. Однако через несколько лет потребность в таких услугах возросла и среди российских компаний. Расцвет отрасли пришелся на начало XXI века и продолжается до сих пор. Несмотря на это, культура подтверждения управленческих решений и запуска стартапов на основе данных исследований формируется со скоростью, которую нельзя сравнивать с другими странами, например с Китаем, США, Японией или Германией. Частные компании, особенно стартапы, банки и инвесторы создают спрос на услуги исследовательских агентств России. Они нуждаются в аргументации управленческих решений и бизнес-планов, основанных на детальных цифрах и свежих статистических данных. Такие данные собирают и исследовательские агентства в России.
Представители бизнеса иногда думают о проведении маркетинговых исследований своими ресурсами. Это может быть трудоемко из-за необходимости наличия кадровых ресурсов, охвата территории и сложной системы аналитики. Опыт в исследованиях и экспертизе также важен. Поэтому заказ маркетинговых исследований на стороне часто является более выгодным решением. Ошибки и неверная интерпретация данных при отсутствии профессионального подхода могут иметь очень высокую стоимость. В то же время готовые исследования зачастую не могут помочь компаниям и предпринимателям получить детальную картину рынка, хотя и дают о нем общее представление.
Эта статья описывает самые известные исследовательские агентства в России и странах СНГ, их работу, которая помогает продвигать бизнес и прогнозировать востребованность новых проектов.
Многие маркетинговые агентства, которые занимаются проведением исследований, используют общие принципы и методы, несмотря на то, что различаются по истории, опыту и предоставляемым услугам. Они часто демонстрируют транспарентность и перспективы процесса сбора данных, представляя свои кейсы и методы на сайтах своих компаний. Кроме того, для исследовательских агентств является дополнительным преимуществом наличие своих серверов и платформ, которые обеспечивают защиту информации и конфиденциальность персональных данных при проведении опросов.
Хотя топовые исследовательские агентства не специализируются на отраслях, так как рынок довольно узкий, их представители работают во всех отраслях экономики. При этом они используют стандартные методы и математические модели, которые давно доказали свою эффективность и применяются в России и за ее пределами.
Если вы ищете маркетинговое исследовательское агентство, то несмотря на тесное место на рынке, у вас есть возможность выбрать. Редакция составила список лучших агентств в нашей стране, которые заслуживают доверия. Давайте рассмотрим их поподробнее.
Компания Happy Inc.: решение бизнес-задач с помощью современных технологий
Happy Inc. - относительно молодая компания, возникшая несколько лет назад из консалтингового агентства. Организаторы утверждают, что в компании объединены 30-летний консалтинговый опыт и современные технологии обработки и “упаковки” информации и digital-продуктов. Компания разрабатывает собственное программное обеспечение, которое успешно внедряется для решения различных бизнес-задач клиентов. С 2018 года уже более 250 компаний, численностью от 50 до 280 000 человек, остановили свой выбор на продуктах исследовательского агентства Happy Inc.
Услуги, оказываемые компанией, включают исследование вовлеченности и лояльности сотрудников (Happy job), исследование качества внутреннего сервиса (Happy service), исследование лояльности клиентов (Happy client), а также автоматизацию любых корпоративных опросов (Happy survey).
Последняя услуга, по словам руководства компании, позволяет сократить затраты минимум в два раза по сравнению с традиционными провайдерами или конструкторами опросов, а к каждому виду услуг прилагается персональная техническая поддержка 24/7.
Среди клиентов формируется широкий спектр известных брендов, таких как МТС, “Лит.Рес”, “Магнит”, “ВКонтакте”, “Циан”, “Уралсиб”, “Спортмастер” и многие другие. Клиенты отмечают оперативную обратную связь, качественную визуализацию опросов и понятные итоговые отчеты.
Компания Happy Inc. по праву считается одним из лидеров на рынке digital-продуктов для решения бизнес-задач.
Компания BCGroup уже более 15 лет является независимым исследовательским агентством, составляющим основной пул экспертных компаний на рынке России. Качество услуг компании подтверждается, не только, ее присутствием во всех крупных городах страны, но и количеством проведенных проектов в год, которое составляет до 200.
В 2020 году компания представила инструмент для малых предприятий, предпринимателей и стартапов. DIY-инструмент предназначен для проведения опросов самостоятельно с небольшим бюджетом. Расчет стоимости производится при помощи калькулятора на сайте агентства.
Помимо качественных сервисов по расчету емкости и долей рынка, тестированию продукции и рекламы, исследованию целевой аудитории, оценке узнаваемости и здоровья бренда, оценке удовлетворенности клиентов, конкурентному анализу и др., компания имеет большое количество постоянных клиентов. Этот список включает фармдистрибьюторов, аэропорты Шереметьево и Домодедово, ритейлеров, ИТ-разработчиков и государственные предприятия. BCGroup оказывал услуги таким организациям, как Сбербанк, Ростсельмаш, «Лукойл», «Макфа», hh.ru, а также New York Pizza. Многие клиенты отмечают оптимальное соотношение цены и высокого экспертного качества услуг, а также идеальное придерживание дедлайнов.
Survey Monkey: Онлайн-платформа для проведения опросов
С 1999 года компания Survey Monkey занимается проведением опросов и на сегодняшний день позиционирует себя как самая популярная система в мире для этой цели. Согласно данным на сайте компании, ежедневно на ней отвечают 20 миллионов человек. Однако, Survey Monkey предлагает не только услуги проведения опросов, но и адаптированные под запросы заказчиков их структурирование и анализ.
Использование платформы Survey Monkey позволяет оценить не только клиентскую базу и рынок компании, но и уровень мотивации, удовлетворённости и вовлеченности сотрудников. Платформа легко интегрируется с операционными системами смартфонов и социальными сетями, что обеспечивает широкие возможности для размещения опросов. Создать опрос на Survey Monkey может любой желающий.
Компании, такие как Box, Cisco и Johnson & Johnson использовали услуги Survey Monkey. Пользователи отмечают доступный интерфейс, однако не в полной мере удовлетворены тарифами и скоростью работы сайта.
FDF Group – это исследовательское агентство, специализирующееся на проведении количественных маркетинговых исследований в России, Казахстане и на Украине. Как отмечается на веб-ресурсе компании, ее деятельность включает опросы посредством колл-центра, и в среднем она проводит до 10 000 интервью ежедневно. Кроме этого, FDF Group предоставляет клиентам возможность использовать онлайн-панели, наблюдения и F2F-опросы. На сайте агентства размещен удобный калькулятор стоимости услуг. Организация предоставляет комплексные решения для решения различных бизнес-задач, включая сегментацию аудитории, оценку эффективности рекламных кампаний, тестирование продукта и анализ поведения покупателя. Кроме того, FDF Group может выполнить сбор и структурирование информации по запросу клиента.
FDF Group работает с разными секторами бизнеса, среди них гипермаркеты Metro и Globus, сотовый оператор «МегаФон», ритейлер «М.Видео», сеть магазинов «Детский мир», банк «Возрождение» и другие компании. В интернете можно найти отзывы о работе этой компании, в том числе от разных пользователей, которых, по заявлению FDF Group, беспокоят телефонные опросы.
Компания Radar была основана выпускниками факультета социологии НИУ ВШЭ (ГУ ВШЭ) в 2007 году и специализируется на исследованиях здоровья и капитала бренда, рекламы, лояльности клиентов и имиджа компании в интернете.
Для сбора данных компания использует разнообразные методы, включая телефонные опросы, онлайн и личные интервью, работу в фокус-группах, глубинные интервью, тайные покупатели и мониторинги социальных медиа. Среди инструментов, используемых компанией, можно назвать матрицы, карты восприятия и индексы.
Radar предоставляет своим клиентам более восьми видов анализа информации, при этом принципы организации работы включают глубокую аналитику, использование новейших технологий и визуализацию данных. Основная клиентская база компании состоит из крупного и среднего бизнеса, среди которых Альфа-Банк, «Ростелеком», Росгосстрах, Samsung и «Шоколадница».
Маркетинговые исследования всегда проводятся с конкретными целями — поднять продажи, обнаружить слабые места внутри компании или определить перспективы развития бизнеса. Чтобы получить качественный результат, задачи должны быть четко сформулированы подрядчику.
Фото: freepik.com