Возможности и подходы удаленного обучения
В настоящее время для получения высшего образования не обязательно ходить каждый день в университет и посещать лекции в аудиториях. Использование современных методов обучения позволяет получить образование дистанционно, даже находясь в необычных для учебного процесса условиях.
Обучение – это не просто учение новым знаниям, но и наработка практических умений, которые часто приходится применять на практике. Это процесс внутреннего роста и развития, который включает в себя два элемента: усвоение новых знаний и их практическое внедрение в реальной жизни. Как правило, для достижения положительных результатов в обучении необходимо хорошо подготовиться заранее: ученик должен быть заинтересован в процессе обучения, а преподаватели должны создать благоприятную среду, которая позволит более эффективно и быстро осваивать новые знания.
Проблема эффективной организации процесса обучения является актуальной в нашей культуре многие века. Древние педагоги уже задумывались о том, как сделать обучение более интересным и привлекательным для учеников. Современные ученые в области педагогики изучают много вопросов, связанных с оптимизацией процесса обучения, оценкой эффективности дистанционного обучения и выявлением факторов, которые сильнее всего влияют на интерес учеников к учебному процессу. В своих трудах Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, Г.Г. Аракелов и В.А. Сухомлинский изучали поведение учеников и разрабатывали новые методы обучения, добавив свои наработки к накопленному опыту древности.
В процессе обучения человек постепенно осваивает новые знания, пройдя через пять уровней усвоения материала.
Первый уровень, который методисты называют нулевым, связан с знакомством с материалом и его пониманием.
Следующий уровень — первый уровень усвоения знаний — связан с узнаванием материала с помощью подсказок. При этом подсказки могут быть различными: наставник, учебник, конкретная жизненная ситуация или любой другой внешний источник.
Третий уровень усвоения знаний — воспроизведение. На этом этапе учащийся может самостоятельно воспроизвести ранее полученные и усвоенные знания и использовать их для решения типовых задач.
Четвертый уровень, называемый эвристической деятельностью, предполагает применение знаний в нетипичных ситуациях и справление с нетиповыми задачами.
И, наконец, пятый, высший уровень усвоения знаний — это творческое усвоение, связанное с проявлением исследовательской и изобретательской деятельности, благодаря которой может возникнуть принципиально новая информация.
Существует два типа усвоения знаний: репродуктивное и продуктивное. При репродуктивном усвоении обучающийся может лишь воспроизвести полученную информацию, тогда как при продуктивном — переработать информацию, применить ее в ситуации, не совпадающей с учебной моделью. Педагоги нацелены на развитие продуктивного типа усвоения, используя новые формы обучения, в том числе дистанционное обучение.
Современное образование не обязательно требует посещения учебных заведений. Сегодня дистанционная форма обучения является одной из самых востребованных. Она позволяет студентам получать высшее образование, сохраняя свой привычный образ жизни, не тратя время на дорогу и обходясь без переезда в другой город. Ведь занятия проходят по индивидуальному графику, позволяя студентам получать новые знания, не прерывая работу и совмещая обучение в нескольких заведениях. К тому же, удаленное обучение является единственным возможным способом получения высшего образования для студентов с ограниченными возможностями.
Дистанционное образование использует самые передовые методики, включая специально разработанные преподавателями интерактивные образовательные курсы, веб-семинары, онлайн-лекции и создание собственных проектов, как самостоятельных, так и совместных с другими студентами. Контроль знаний проводится также в режиме онлайн с помощью тестирования, лабораторных и зачетных работ, а результаты представлены студентами в электронном формате. Учиться можно в удобное время, не подвергая себя жесткой учебной програме, которая могла бы нарушить равновесие между обучением и другими сферами жизни. Таким образом, студенты могут для себя выработать наиболее эффективную схему обучения и применять ее на практике. Онлайн также доступно общение студентов между собой, а также семинары с учеными, публичными деятелями и крупными специалистами-практиками.
Дистанционное образование имеет основное преимущество перед традиционной формой обучения - оно доступно для всех, независимо от места жительства и занятости студента.
Фото: freepik.com