Праздничные елки после их запрета вновь появились у астраханцев в 1930-е года

Завершаются новогодние каникулы, главным символом которых уже давно является празднично украшенная елка.

Завершаются новогодние каникулы, главным символом которых уже давно является празднично украшенная елка. Но так было не всегда. «Астраханский листок» провел небольшое расследование об истории елок в нашей стране и в родной губернии в первые десятилетия существования советской власти.

Как мы помним, елки наши предки организовывали в своих домах, в основном, с конца 19 столетия. Правда, это были именно рождественские елки — их устанавливали на Сочельник и Рождество, то есть, всего на несколько дней. И под это дело последние два десятилетия существования империи уже появилась целая индустрия, предлагавшая не только рождественские деревья, но и целые наборы украшений к ним и даже механические подставки, на которых крутились елки. Их покупали и зажиточные астраханцы.

«Новое время» от 16 декабря 1907 г.

С крушением монархии и периодом гражданской войны эта традиция подверглась гонению как основа контрреволюции, старого быта и церковной власти. Правда, никаких прямых запретов на Рождество и елки не было — в основном, властвовали инициативы комсомольцев Союза воинствующих безбожников, прессы и партийных отделений в городах и селах по замене прежних традиций новыми явлениями.

В 1920-25 годах организовывались высмеивающие церковь спектакли, в клубах на просветительских вечерах призывали не рубить елки и так далее. Но люди продолжали праздновать Рождество. Правда, известный писатель Корней Чуковский писал, что в 1924 году хоть повсюду и стояли возы, доверху набитые всяческими елками, « покупаются елки главным образом маленькие, пролетарские — чтобы поставить на стол ».

Коренным образом все изменилось в 1929 году. Тогда ввели четырехдневный график работы и пятый выходной день после этого, что «убило» почти все традиционные праздники, включая Рождество (остававшееся нерабочим днем даже после революции). Тогда же запретили продажу елочных игрушек и самих хвойных деревьев, а таящихся любителей этих традиций стали попросту преследовать.

Но уже через шесть лет елке суждено было вернуться в жизнь советского общества. Как вспоминал Никита Хрущев, поднял этот вопрос первый секретарь Киевского обкома и второй секретарь ЦК КП(б) Украины Павел Постышев: « Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?». Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим». Так это и произошло ».

28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла заметка Постышева с предложением организовать новогодние коллективные елки для детей — именно новогодние, а не рождественские, неделей позже. Реакция последовала буквально молниеносно и стала просто рекордной для государства. Всего за четыре дня по всей стране в магазинах появились «расширенные ассортименты ёлочных украшений» и были организованы елочные празднества.

В СССР уже с 1932 года существовал Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки, а через год при Наркомпросе РСФСР образовали Комитет по игрушке, рассматривавший новые образцы этой продукции и контролировавший ее производство (включая затем и елочные украшения). В 1935-1939 гг. эти учреждения даже издавали журнал «Советская игрушка» (с 1937 г. просто «Игрушка»). Там публиковались фото елочных украшений, принятых к тиражированию авторских образцов, рекомендации для создания новогодних игрушек-самоделок и карнавальных масок, статьи о праздниках в детсадах, школах, домах октябрят и пионеров.

Этими наработками пользовались при организации мероприятий на местах, включая астраханские учреждения. Государственный архив Астраханской области имеет интересные фотокадры из местной газеты «Коммунист» за декабрь 1936 — январь 1937 гг. По ним прослеживается, как выглядели в то время елки для астраханских детей и их родителей, включая запечатленного на снимках «деда-мороза». Показаны подготовка елки в школе им. Розы Люксембург, бал-маскарад примерно с 200 участниками в клубе «Медработник», елки для сирот, детей военных командиров, медицинских работников, детский маскарад в Доме инженерно-технических работников, детсадовская елка на судоверфи им. Кирова.

Отличительным признаком именно новогодней елки становится празднование первых мгновений наступающего года — под бой бой кремлевских курантов, передававшийся по радио, поднимались новогодние тосты. Уже в годы Великой Отечественной войны было не до праздников, но даже тогда находили возможность устроить детям елку. А уже полное восстановление статуса Нового года и объявление его днем отдыха произошло после войны, в 1947 году — с тех пор этот праздник лишь прирастал нерабочими днями, которые уже в современной России стали захватывать и Рождество.

Заметки о елках и новогодних каникулах в астраханской прессе 30-40-х гг. 20-го века

Последние новости

Астраханский губернатор встретился с бойцами СВО и передал им «гуманитарку»

Очередной груз гуманитарной помощи для нужды специальной военной операции передано руководством региона боевым подразделениям астраханцев.

Леонид Слуцкий предложил установить единовременные выплаты в случае гибели или ранения военкоров

Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий предложил выплачивать военкорам, работающим в особых условиях, в том числе в зоне проведения СВО, единовременные компенсации в случае ранения или гибели.

Возврат к прежнему возрасту выхода на пенсию прокомментировали в Госдуме

В ближайшее годы нет объективных предпосылок для возврата к возрасту выхода на пенсию, который был установлен в России до пенсионной реформы 2018 года.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Воскресенске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *