Как в Астрахани помогают людям, больным деменцией
Старость в реальности сильно отличается от старости в кино, где старики сплошь красивы, энергичны и мудры.
Старость в реальности сильно отличается от старости в кино, где старики сплошь красивы, энергичны и мудры. На деле старость зачастую — это немощь и деменция. Иначе — слабоумие.
Василий Степанович, баба Нина и просто Володя
В ноябре 2015 года в поселке Кировский Камызякского района открылся государственный геронтопсихиатрический центр. Здесь постоянно проживают пожилые люди с деменцией. Директор Оксана Кушалакова признается: кого-то из проживающих она помнит в здравом уме, активными и работоспособными. От деменции никто не застрахован.
Из 70 пожилых мужчин и женщин лишь трое считаются дееспособными. У 67, признанных судом недееспособными, Оксана Германовна является опекуном. Старики ограничены в навыках самообслуживания. Так деликатно говорит директор. На самом деле это означает, что они все забыли, как умываться, чистить зубы, ходить в туалет. Персонала, как водится, не хватает. Санитарки перегружены. Однако никто не ропщет: в небольшом поселке работу найти сложно, практически все сотрудники центра работают здесь с первого дня.
Кому грозит слабоумие
Умеренные когнитивные нарушения отмечаются у 20% людей старше 65 лет. Среди тех, у кого они были выявлены, у 70% в течение пяти лет развивается деменция. В группе риска люди, у которых уже диагностированы нарушения мозгового кровообращения, повышенное артериальное давление или диабет второго типа.
Социальная среда и есть жизнь для проживающих в центре. Для них качество этой жизни определяется степенью ухода за ними. Но Кушалакова считает, что не только. С ними надо общаться, разговаривать, вспоминать. Каждое утро она проходит по палатам, здороваясь с каждым. Василий Степанович, баба Нина, а 70-летний Володя признает только так, по имени. Так их и называют — как они хотят, как привыкли, как помнят. Потому что даже в их исковерканной болезнью памяти дремлют важные для них события и воспоминания.
Следом за директором доброго утра желают и остальные сотрудники. Со стороны это выглядит как формальный ритуал, на самом деле каждодневное приветствие помогает создать им хорошее настроение.
Зацепиться за ниточку
Хорошему настроению способствуют и занятия физкультурой, и выступления творческих коллективов. Когда поет камызякский хор «Сударушка», кто-то из больных даже подпевает, кто-то хлопает в ладоши, радуется. Где-то в глубине их памяти живет то, что порой трудно нащупать. Но если зацепить за эту ниточку, можно продлить хорошее самочувствие, продлить жизнь.
Потому все, кто связан с центром, озабочены одним: что еще сделать для того, чтобы пожилые люди чувствовали себя хорошо, спокойно. Большую помощь оказывало и оказывает министерство социального развития, в чьем ведении собственно и находится центр. За эти четыре года коллектив многое освоил. 24 часа вместе с больными людьми — поневоле начнешь понимать их настроение и потребности, справляться с капризами и плохим самочувствием. От санитарки до врача — все понимают, с кем имеют дело. И осознают, что, по сути, у этих стариков, кроме них, никого и нет.
Деменция — это синдром, при котором у человека начинаются проблемы с запоминанием, ориентированием во времени и пространстве, рациональным мышлением. Человек становится беспомощным (не может открыть дверь ключом или включить плиту), перестает следить за собой, забывает о важных делах, рассказывает небылицы, проявляет необоснованную агрессию и подозрительность. С годами из-за отмирания нейронных связей в мозгу человек начинает угасать физически.
Игрушки на окне
«Оксана Германовна, я хочу домой, к детям!» — говорит Наташа.
Ей за шестьдесят, всю жизнь по интернатам, здесь со дня открытия, какая-то мутная история с детьми: были, не были, непонятно, но она все время говорит о них.
«Хорошо, Наташа, я приду к тебе, и мы поговорим», — успокаивает ее Оксана Германовна, и Наташа радостно кивает и тут же забывает о просьбе.
На окне в палате, где она живет, игрушки. Может, она представляет, как будет играть с детьми, а может, видит ребенком себя. Утром опять будет проситься домой. А дом ее здесь.
Специалисты центра звонят родственникам своих подопечных, просят их навестить. Родственники, как правило, отговариваются нехваткой времени, находят другие причины, но бывают и исключения. Каждый вторник к одной проживающей приезжает сын, бабушка ждет, и видно, как они оба счастливы, когда сидят, разговаривая. О чем можно говорить с такими больными? А темы совсем не важны. Важно просто обнять, подержать мамину руку в своей руке. Это любовь — движущая сила жизни.
Как с этим жить
Немощь, болезни, одиночество — страшные спутники старости. Но все меркнет перед деменцией. Кому она грозит? Можно ли ее избежать? Как с ней жить? Четыре года работы геронтопсихиатрического центра вылились не просто в профессиональные наблюдения. На недавно прошедшем круглом столе, в котором принимали участие специалисты минздрава, минсоцразвития, администрации Камызякского района и кафедры психиатрии АГМУ, было принято решение о создании на его базе консультативного центра, где можно обучиться практическим навыкам ухода и взаимодействия с людьми с деменцией. В целях профилактики деменции ученые АГМУ проведут обследование населения четырех сел Камызякского района — Жан-Аула, Кировского, Волго-Каспийского и Травино. Выявленные больные попадут под крыло здравоохранения. А сотрудники геронтопсихиатрического центра будут работать с группами риска и здоровым населением, применяя собственные программы реабилитации. Кроме того, мобильные бригады центра намерены помогать семьям, где есть такие больные: от обучения практическим навыкам по уходу до юридической помощи в оформлении документов.
Как не сойти с ума родственникам
Психологи часто сравнивают больных деменцией с детьми. Обычно маленьких детей, когда те размазывают еду по столу, не ругают, но к старикам с деменцией проявлять выдержку и стойкость сложнее. Родным трудно не отвечать на агрессию больного агрессией. Уход за больным деменцией очень сложен: постоянный стресс, бессонные ночи, чудачества и бредовые идеи выводят из себя. Но нужно знать, что деменция не приговор. При лечении пациент может оставаться самостоятельным до десяти лет. Без лечения он уже через три года будет нуждаться в постоянной посторонней помощи. Сегодня врачи ставят на первое место разные методики поддержания когнитивных функций, основанные на общении с больным и естественной стимуляции его мозговой активности, — игры, творчество, общение.
Марина Паренская
Последние новости
В Астрахани обсудили реализацию новых нацпроектов
Губернатор Игорь Бабушкин подчеркнул важность работы областного отделения партии.
Астраханский экс-депутат признан иноагентом
Министерство юстиции Российской Федерации сделало важное заявление о статусе Олега Шеина.
Новый законопроект о налогах в Госдуме
Законопроект предлагает снижение налоговой ставки в России.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией