Особенные родители «особенных» детей

Сейчас все чаще поднимается тема аутизма. Много материалов в СМИ о проблеме детей-аутистов, о диагностике аутизма и работе с детьми-аутистами.

Сейчас все чаще поднимается тема аутизма. Много материалов в СМИ о проблеме детей-аутистов, о диагностике аутизма и работе с детьми-аутистами. В то же время о родителях таких детей, которым приходится в буквальном смысле жизнь посвятить своим детям, об их родительском подвиге, говорят мало. Да и сами родители часто не привыкли о себе заботиться, в то время как именно родителям особых детей, как никому другому, важно не забывать о своих потребностях.

В Астрахани на протяжении 2021 года реализуется социальный проект «Умная гимнастика для детей с РАС и их родителей» при поддержке Фонда президентских грантов, по обучению детей с РАС нейрогимнастики, в рамках которого осуществляется также психологическое сопровождение родителей.

Работа с родителями строится в трех направлениях:

Организация совместной деятельности детей с РАС и их родителей на занятиях по умной гимнастике. Освоение родителями приёмов нейрогимнастики. Психологическая поддержка и консультирование родителей индивидуальное и в групповых встречах.

Взаимодействие ребенка с РАС и родителя в присутствии педагога помогает научиться правильно применять тот материал, который используется в нейроупрожнениях, объяснить действие механизмов освоения действия и доведения его до автоматизма, чтобы для тела ребенка оно стало привычкой. Включение значимого взрослого для ребенка в этот процесс эмоционально окрашивает и снижает сопротивление обучению.

В тоже время родители, осваивая приемы умной гимнастики расширяют свой энергетический потенциал и методы быстрого восстановления от эмоциональных и физических перегрузок.

«Мы вместе с ребенком дома делаем нейроупрожнениях, он к ним привык и мне они помогают расслабляться – это как игра, эмоциональная разгрузка для нас обоих, он веселится – и становится сильнее. Это и есть терапия…» – говорит Наталья — мама Олега Д., участница проекта.

Анастасия, мама Никиты К. делится впечатлениями от участия в занятиях: «Первоначально, попав на совместное занятие мне показался подход к обучению «несерьезным», сравнивая нейрозанятия с обычными занятиями с логопедом-дефектологом. Но потом я поняла, что стоит за этой лёгкостью. Педагоги ухитрялись заставить моего сына заниматься сложной деятельностью, превратив ее в интересную игру».

Асыл, мама Дияра, комментирует поведение сына: «С того времени, как начались занятия по нейрогимнастике, они проходят два раза в неделю, эти дни для Дияра –  самые важные, он заранее собирается на занятия, переспрашивает: «кто повезёт..», и «чтобы не опоздать»…. Когда приезжает в Центр, бегом в кабинет залетает, смотрит кто уже пришел раньше него. Он не любит один заниматься, ему нравиться в группе. Для него, наверное, это главный мотив. Несмотря на особенности его развития, подростковый возраст дает о себе знать, и ради группы сверстников, неформального отношения и общения, он готов выполнять все требования педагогов».

Общаясь с родителями, участниками проекта, понимаешь, что никто из них не остался равнодушным.

И, конечно, самой востребованной для родителей стала психологическая помощь специалистов АНО «Центр нейропсихологии и внедрения спортивных технологий». С каждым родителем были проведены индивидуальные консультации, чтобы учесть все факторы при планировании нейрозанятий: социальную ситуацию развития ребенка в семье, особенности развития, возможности в действиях и обучении и т.д. Кроме того, такие предварительные встречи помогли психологам определить наиболее острые вопросы для проработки в групповых тренингах с родителями.

К рождению ребенка готовятся, с ним связано много ожиданий, мечтаний о том, какой счастливой станет семья, строятся планы на будущее… Но, если ребенок оказывается «несовершенным», эти ожидания рушатся и возникает боль утраты. Когда родителям сообщают, что их ребенок имеет серьёзные нарушения, душевная боль может быть настолько сильной, что возникает эмоциональный шок.

Помимо переживания горя, у родителей запускается механизм отрицания: по поводу состояния ребенка, собственных переживаний. Родители всеми силами начинают бороться, выражать не согласие, икать чудодейственные методы.

Особый ребенок требует серьезной перестройки отношений в семье, в том числе между мужем и женой. Ведь как получается: пару часов в день ребенок проводит на занятиях, а оставшиеся 22 часа — в семье, где родители уже впали в депрессию от постоянных переживаний, чувства вины и вечной нехватки денег и не в состоянии уже ничего дать ребенку. Они переживают острое чувство изоляции, социального вакуума и собственной беспомощности. И не секрет, что часто семьи, где есть особый ребенок распадаются. В группе проекта аналогичная ситуация произошла в 3 из 10 семей.

Перед родителями особого ребенка стоит задача не только самим справиться с травматичностью ситуации, но и выстроить конструктивную коммуникацию, нормальные отношения между всеми детьми в семье. Это не снимет с семьи статус особенной. Но позволит отладить свой микромир, сделать его более благополучным для всех членов семьи!

Поэтому востребованность помощи родителям особых детей стоит также актуально, как и комплексная помощью в реабилитации и социальной адаптации их детей.

Групповые встречи с родителями проходят в очном и онлайн формате. Психологическая помощь направлена на проработку деструктивных чувств, которые погружают родителей в ситуацию изоляции, налаживанию конструктивной коммуникации в семье, выработке стратегии и тактики в отношениях с партнером, поиск способов социальной реализации через творчество и карьеру.

В одном из онлайн мероприятий участвовала Юлия Миронова, автор известной книги об опыте мама ребенка с РАС «Переводы с языка дельфинов», которая искренни поделилась: как пройдя через боль и отрицание ситуации перейти к принятию, выйти из отчаяния и вернуть надежду, жить и радоваться жизни, чувствовать себя счастливой!

В очных групповых встречах используются методы арт-терапии, арт-диагностики, коучинговые техники психологической помощи.

В группе участников проекта тоже есть личные примеры мам детей с РАС, которые смогли успешно интегрироваться в социум, став лидерами в сфере помощи родителям, находящихся в статусе семьи особого ребенка. Так, Татьяна Чулкова, участница проекта и один из руководителей Ассоциации родителей «Аутизм. Астрахань» говорит: «Нам катастрофически не хватает сильных социальных проектов по особому детству. Нужны созданные профессионалами массовые зрелищные мероприятия, которые бы стирали эту границу между «особенными» и «нормальными», а не давили на жалость или вызывали недоумение. В этом году, благодаря участию в проекте «Умная гимнастика..» мы имеем возможность как команда детей и родителей включиться в такой большой праздник, на мой взгляд, пока единственный в нашем регионе — инклюзивный фестиваль «Арбузная спартакиада».

Елена, мама Жени П., поделилась впечатлением от тренингов: «После таких встреч, начинаешь вспоминать о себе, возвращается чувство юмора, уходит болезненная чувствительность, понимаешь — что ты не идеальна и это нормально!!! Я заслуживаю, чтобы обо мне позаботились и надо не стесняться говорить о своих желаниях и не стыдно попросить помощи…».

Мама самой младшей участницы проекта, Ясмины, — Динара, подчеркнула в своем отзыве: «Очень ценно, что мы в нашей группе можем поделиться теми достижениями детей, которые для других, могут показаться незначительными, но они огромны для наших детей. Слово или предложение, улыбка или объятие… Любая маленькая вещь — повод для радости! И здесь твои чувства разделяют. Такое общение может застраховать от многих ошибочных решений».

Общаясь с руководителем проекта, Наталией Валериевной Дорофеевой, приходит понимание того, что ребенок с аутизмом – это относительное описание особой ситуации развития ребенка и его семьи. На долю каждого человека ложатся определённые жизненные задачи, многое зависит от отношения человека к их решению. И как бы ни были сложны обстоятельства, это не отменяет саму жизнь и способность находить в ней прекрасные моменты! 

«У современного детства в настоящее время много рисков и вызовов», – считает Н.В. Дорофеева, — Это не только проблемы нейроотличных детей. Сейчас у обычных детей и подростков опасностей на пути их развития значительно больше, и возможностей уйти в деструктивное поведение тоже. Многие дети с РАС сохраняют на всю жизнь тонкую чувствительность и детскую непосредственность, остаются в душе детьми, по сути они не осознают своего положения (так как видят и проживают это родители), и на самом деле, они могут прожить счастливую жизнь в окружении близких и любящих их людей».

Последние новости

Проблемы со щитовидной железой: как избежать заболеваний и выявить патологии

Эксперты отмечают важность ранней диагностики и профилактики заболеваний щитовидной железы.

Эпидемический паротит: опасная инфекция, о которой стоит знать

Вирус эпидемического паротита продолжает представлять угрозу для здоровья населения.

Благодарность работникам детской больницы им. НН. Силищевой

Пациенты выражают признательность за качественное медицинское обслуживание.

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *