ДЕНЬ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА

Так как меня судьба свела с морским флотом СССР, с 1 сентября 1953 года и до сегодняшних дней работаю на флот.

Так как меня судьба свела с морским флотом СССР, с 1 сентября 1953 года и до сегодняшних дней работаю на флот. Флот дал мне образование, работу, должность, награды, жильё и самое главное - доверие и друзей.

А что же такое флот? Флот — это совокупность судов определённого характера (например, морской флот, речной флот, ВМФ, Балтийский флот и другие флоты).

Что такое судно, из суммы которых состоит флот? Судно – это объект, способный плавать и передвигаться по воде, перевозить на себе грузы и пассажиров, сохраняя непотопляемость и остойчивость (остойчивость – это способность судна возвращаться в первоначальное положение, которое может быть выведено внешними силами).

Человек плавает на судах, где есть вода, выполняя различные работы. В России всегда было много судов на 2-х морских бассейнах. Один из них Каспийское море - базовый порт Астрахани. В основном это были парусные небольшие суда, которые ловили рыбы и суда, перевозившие в бочках в Астрахань мазут и другое топливо.

Классы шкиперов находились в Астрахани на Царевке, рядом с церковью «Петра».

Второй бассейн находился в Архангельске, где также на небольших парусных судах ловили рыбы и били зверя, иногда уходили в Баренцево море и дальше открывали новые острова, добирались через другие моря и до Аляски.

В Европе уже существовал большой парусный флот. В конце XV века Колумб открыл Америку, да и по другим странам плавали, иногда выдавая себя за пиратов, особенно в районе Тихого океана.

В Архангельск приходили европейские купцы и скупали за бесценок шкуры и рыбу, и вдруг пришёл Пётр I, который заявил, что России без флота не может быть! И началось большое строительство судов в Архангельске и Воронеже, впоследствии и в Петербурге.

Как же ненавидела Европа русских и Петра I. Европа всегда мечтала завоевать и поделить Россию, а тут за Александром Невским появился Пётр I, который бил не только на земле, но и на морях. Пётр I открывает мореходные классы в том числе и в Астрахани. Раньше с вместе с днём мореходных училищ мы отмечали и морское образование, которому было 400 лет.

Шло время. Бурлаков на реке заменяли пароходами. Появились пароходы на Чёрном, Балтийском и Каспийском морях. Появились пассажирские суда, танкеры и другие. Были созданы судоходные компании и акционерные общества, в том числе и в России.

В развитии и становлении морского транспорта большую роль сыграло постановление от 18 июня 1924 года о создании, в целях наиболее целесообразной эксплуатации транспортных средств в СССР, акционерного общества «Советский торговый флот». В него вошли все средства морского транспорта. Создание Совторгфлота и явилась началом становления морского транспорта как отрасли народного хозяйства и заложили основу централизованного развития по единому государственному плану.

С первой пятилетки (1928-1932 гг.) торговый флот начал пополняться судами, в том числе и отечественный постройки. В последующие пятилетки было заложено развитие морского транспорта, морской науки и отечественного судостроения.

Моряки советского торгового флота, в том числе береговые работники вписали много героических страниц в историю нашей Родины. Много работников награждены орденами и медалями, об их подвигах написаны книги. Работники морского и речного флота были постановлением Совета министров СССР были признаны участниками Великой Отечественной войны.

Ни одно судно (корабль) погибая не спустил флаг. Морскому транспорту был нанесён огромный ущерб. На Каспии и Волге тоже шли жестокие бои. Фашистские стервятники делали всё, чтобы перекрыть водную дорогу из Баку и не пропускать суда (в основном танкеры с топливом и маслами для сражающегося Сталинграда). Бомбили суда на ходу. Особая бойня была на Астраханском рейде, где из танкеров перекачивали нефтепродукты, которые буксировали судами в баржах.

Для перехода в Астраханский морской рейд в морском    канале Астрахань, где из морских барж перекачивали в речные баржи, суда подвергались как бомбёжкам, так и подрывались на ранее сброшенных минах.

Суда горели и получали повреждения, команды тушили огонь, заделывали пробоины и следовали в Астрахань. Многие из команд получали ожоги и ранения, но с постов не уходили. В этой борьбе погибли 2 капитана с буксиров – капитан Краснов и капитан Ветошников - работники государственного пароходства «Рейд-танкер»

После перекачки груза из нефтяных морских барж в речные, речные буксира буксировали баржи до Сталинграда, подвергаясь таким же бомбёжкам и старались обходить или уничтожать  мины, если знали, куда они сброшены.

Основные ленд-лизовские перевозки осуществлялись на севере до Мурманска и Архангельска из Англии, так называемыми караванами, а что творилось на переходах, все из фильмов знают.

Вторые ленд-лизовские перевозки проходили на Тихом океане из США на Дальний Восток. Эти суда одиночки подстерегали немецкие подводные лодки.

Ещё шли жестокие бои на Курской дуге, а комиссия морфлота подготовила для И.В. Сталина записку о развитии морского флота, и Сталин утвердил её ввели в рамки закона через… Было принято решение о создании в СССР высших и средних учебных заведений разных профессий, мореходных школ и ПТУ.

Подготовка кадров квалифицированных морских специалистов является важным этапом в развитии флота. Образование велось по очной, заочной и вечерней формам. Студенты и аспиранты, а также приезжающие на курсы повышения, жили в общежитиях или гостиницах бесплатно, иногородним оплачивались проездные билеты.  К концу 90-х годов большая часть капитанов имела высшее образование, не отставали от капитанов главные и старшие механики. Училища и школы были на полном государственном обеспечении.  Высшие и средние мореходные училища имели военные кафедры и по специальностям готовили офицеров запаса. Это была большая помощь при необходимости ВМФ. Только в Астраханском морском училище до ликвидации подготовки было 18 000 специалистов для флота.

Основу морского флота СССР строили как на своих верфях, так и на заграничных. Большая часть европейских стран строили суда для Советского Союза, кроме атомных, которые строились на наших верфях «Морфлот», все типы судов – ледокольные и пассажирские, сухогрузы и танкеры, паромы и буксиры, контейнеровозы и т.д.

Это был могучий конкурентный флот на международном рынке. Американцы и англичане, японцы и французы ненавидели наш флот. Когда развалился СССР, в том числе и морфлот радость капиталистов была большая, ведь наши суда перевозили около 90% наших фрахтовых перевозок и около 50% иностранных.

С получением атомных ледоколов был открыт Северный путь из Мурманска на Дальний Восток и обратно с заходов в п. Игорка – Мурманск – Европа дизельных ледоколов «Москва», «Киев», «Ермак» и другие проводили не только суда, но караваны судов. В нескольких таких проводках повезло участвовать и мне.

18 июля 1974 г. работники Морфлота отметили 50 лет Морского транспорта СССР. В торжественной обстановке в кремлёвском Дворце Съездов на торжественном собрании по поручению ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР М. Яснов вручил высшую государственную награду «орден Ленина» и прикрепил его к знамени Морфлота. С большой речью выступил министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко. В этой награде огромный труд всех работников Морфлота и всех, кто ему помогал. Моряки с гордостью и радостью приняли высшую награду родины – орден Ленина.

В США не затихают споры, кто же на самом деле был первым на Северном полюсе.

Но и мы, и наши потомки будут знать, что под флагом СССР 17 августа 1977 года оказался в географической точке «Северный Полюс» наш советский ледокол «Арктика». Это зафиксировали все навигационные приборы ледоколы и спутники в космосе, о чём имеются соответствующие документы. Участников похода было 207 человек. Капитаном «Арктики» был назначен Юрий Сергеевич Кучиев, имевший большой опыт на других ледоколах в Арктике. Общее руководство походом было поручена министру морского флота Т.Б. Гуженко.

Переход был трудный и сложный, попадались льды, которые даже ледокол «Арктика» преодолевал с трудом. 17 августа 1977 г. в 4 часа 03 минуты капитан Ю.С. Кучиев попал ледоколом точно в яблочко, дал команду «СТОП» и доложил руководителю похода Гуженко: «Мы на полюсе!». Моряки вывесили транспарант «Мы пришли к тебе, полюс А/Л «Арктика», 17.08.77 г., Советские моряки первые».

В 8:30 по московскому времени состоялся митинг, подняли государственный флаг с прикреплённым куском флагштока экспедиции Георгия Седова, найденный спустя 20 лет после его гибели, и прикрепили капсулу с проектом новой конституции СССР и судовую роль ледокола.

18:00 – опустили на дно океана металлическую доску с гербом Советского Союза (СССР) и надписью «60-летие Октября а/л «Арктика» широта 90, август 1977 г. На полюсе пробыли 14,5 часов и снялись в обратный рейс»

Трудности обратного перехода, те же, что были, когда пробивались к полюсу земли.

23 августа в 09:00 прибыли в Мурманск, где была организованна торжественная встреча

В 13:30  Тимофей Борисович Гуженко вылетел в Москву для доклада руководству о прошедшем походе на полюс.

Экспериментальный рейс атомохода «Арктика» к Северному полюсу длился всего 297 часов, т.е. около 13 суток. Пройдено 7824 мили, из них более 1200 во льдах. Анализ этого рейса «Арктики» и его результат открыли продление навигации в Арктике, а для портов Дудинка, Игарка, Анадырь была объявлена круглогодичная навигация.

Все участники похода получили государственные награды, а несколько человек стали Героями Социалистического Труда, в том числе Т.Б. Гуженко и Ю.С. Кучиев.

Это особая страница ММФ СССР.

И последнее (всё не опишешь).

В канун распада СССР морского транспорта в своём составе мощного флот: грузовые, пассажирские, ледокольные, ледокольно-транспортные и служебные вспомогательные суда. Численность только транспортных судов на конец 1990 года составляло 1800 единиц общей грузоподъёмностью 22,3 млн. тонн. В составе морского транспорта было более 70 портов, оснащённых хорошим наземно-транспортным оборудованием и перегрузочными комплексами высокой производительности. Имелось 30 судоремонтных/судостроительных заводов и 17 баз технического обслуживания.

Подготовка и повышение квалификации велась в 5 высших и 15 средних хорошо оборудованных морских учебных заведениях. Морской транспорт имел собственную хорошо развитую инфраструктуру обеспечения производственных и социальных потребностей работников отрасли.

Перевозка морским транспортом в 1985 году составляли 239,7 млн. тонн, в том числе в заграничном плавании 155,3 млн. тонн. Грузооборот портов составил более 350 млн. тонн.

За большие достижения в развитии морского транспорта и его вклад в экономику страны и её внешнеторговые связи высоких государственных наград были удостоены 14 пароходов из 17. Более десятки портов и заводов, 8 учебных, научных учреждений и производственных объединений, 6 экипажей судов и более 2000 тыс. работников отрасли, более 30 из них были удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Развал СССР привёл к тому, что сегодня не только флот, но и Россия отброшены на сотни лет назад. Следует помнить, что без морского флота Россия не может быть независимой от диктата Запада и США, а тем более – Великой Россией! Это завещал ещё Пётр I.

Автор: Заслуженный работник транспорта РСФСР В. УСОВ

Последние новости

Какие вопросы рассмотрят астраханские депутаты на пленарном заседании

Совет Думы Астраханской области, заседание которого прошло под руководством спикера регионального парламента Игоря Мартынова, утвердил проект повестки пленарного заседания, назначенного на 25 февраля.

Студенты разгадали тайны мировых цивилизаций на интеллектуальной игре в библиотеке Астрахани

В рамках проекта «Пушкинская карта» в Астраханской областной научной библиотеке имени Н.К.

Жизнь после зависимости

Путь к восстановлению

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Ростове, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *