Астрахань – перекрёсток религий. Евангелическо-лютеранская церковь
Евангелическо-лютеранская церковь появилась в период Реформации, в Германии, в XVI веке.
Евангелическо-лютеранская церковь появилась в период Реформации, в Германии, в XVI веке. Главным её идеологом (и по сути создателем) стал немецкий богослов Мартин Лютер, в честь которого церковь и названа. Сразу стоит отметить, что Лютер вовсе не собирался создавать какую-то новую церковь – он лишь выступил за искоренение некоторых догматических ошибок католицизма. Главной идеей, которую отстаивал Мартин Лютер, стала мысль о том, что прихожане должны быть включены в процесс богослужения, что службы должны вестись на родном для паствы языке, чтобы она могла понимать, о чём говорит священник. Также, по мнению Лютера, священник должен находиться на одном уровне с прихожанами, не возвышаться над ними – поэтому он отстаивал право священнослужителей на создание семьи, отчасти поэтому у лютеран, вдобавок к этому, отсутствует институт монашества.
Однако католическая церковь не вдохновилась идеями сподвижника и даже объявила его еретиком. Но тут, к удивлению самой католической церкви, идеи Лютера нашли отклик в сердцах немецких князей – именно поэтому лютеранство в первую очередь ассоциируется с Германией. Так, к середине XVI века, лютеранство распространяется на большинство немецких княжеств и становится главенствующей религией в странах Северной Европы и Балтии, коей остаётся и по сей день.
В Московии лютеране появились практически сразу, всё в том же XVI веке, благодаря немецким переселенцам. Основной целью связи с русскими землями иностранцы видели торговлю. Торговлю главным образом с Персией и Китаем, поэтому появления немцев, а собственно и лютеран, в нашем крае не пришлось долго ждать.
Один из первых немецких следов в Астрахани оставил учёный и путешественник Адам Олеарий. Возвращаясь из Персии домой, в Хальберштадт, в Саксонии, через Московию, он посетил в 1636 году и Астрахань. В описании этого путешествия Олеарий пишет о монахе австрийского происхождения, который ещё в детстве был пленён, обращён в православие и отправлен в монастырь. Кстати можно считать, что именно благодаря этому монаху в Астрахани зародилось виноградарство и виноделие, развивавшееся до ХХ века.
Далее, до начала XVIII века, «немцы» (а именно, в основной массе своей, это были шведы или финны) попадали в Астрахань только в качестве военнопленных либо военных наёмников в составе астраханского гарнизона, коих к началу XVIII века было в городе порядка ста человек.
Массовое же переселение именно немцев, с территории нынешней Германии, берёт отсчёт в 1702 году с изданием указа Петра I о призыве на русские земли иностранцев, которые должны были помочь развитию империи. Приезжают они и в Астрахань, имевшую весьма выгодное, в первую очередь для торговли, положение. Однако по какой-то не самой здоровой иронии судьбы на диаспору в нашем городе часто обрушивались неприятные напасти. Первая беда случилась уже в 1705 году — так называемый Свадебный бунт. В те дни было убито практически всё немецкое население.
Тем не менее, община понемногу начала восстанавливаться, и уже в следующем году иностранцам был выделен Житный двор. Шло время, диаспора росла, и встал вопрос о проведении богослужений. Так, в 1713 году, на территории всё того же Житного двора, был выстроен молитвенный дом для верующих-лютеран. А ещё через семь лет дом перестраивается, и в Белом городе появляется первая в его истории кирха. Но вот проходит ещё несколько лет, и на немцев обрушиваются новые неприятности. В 1727 году до Астрахани добирается чума, уничтожавшая практически всю диаспору. Через два года происходит событие, которое просто хочется назвать очень печальным совпадением: в ночь на Рождество кирха сгорает.
Однако и после этого немцы не опустили руки: уже в следующем году была отстроена новая кирха. Община, а вместе с ней и лютеранский приход, всё росли и росли, службы становились всё более массовыми. Служба что в католической, что в протестантской (собственно, в лютеранской) традиции отличается от обычаев православной церкви. Играет орган, а даже если такового не имеется, постоянно поёт хор, все присутствующие исполняют псалмы. Это определённо привлекало остальных горожан, прихожан православной церкви, отчего православные священнослужители (при всей доброте и уважении со стороны лютеран) были явно не в восторге.
В 1747 году кремль решили перестроить, всё срослось, немецкая община была выселена за его пределы. Да не просто за пределы кремля – за строящийся ещё тогда канал. Немцев приняли в Новой Армянской слободе. И с тех пор лютеранский приход обосновался на нынешней Казанской улице и никуда, за исключением периода правления советской власти, оттуда не уходил.
Новая кирха появилась в 1759 году. А к 1821 году, ввиду пожаров и обветшания существующего здания, встал вопрос о строительстве каменной кирхи, и был объявлен сбор пожертвований. Средства собирали почти 70 лет, и за всё это время набралось лишь немногим больше 12,5 тысяч рублей. С одной стороны деньги не самые маленькие (тем более для основной массы горожан), но для строительства этого явно не хватало. Тем не менее, строить начали, и за это время произошло какое-то, можно сказать, чудо: к сбору подключилась практически вся страна, люди разного достатка, разных конфессий жертвовали деньги на новую кирху. Так, за время строительства было собрано ещё более 15 тысяч рублей.
Архитектором здания стал К.К. Домонтович. Получилась весьма изящная церковь с высокой башней, явно выделяющаяся на фоне других построек в Армянской слободе – готическое здание, украшенное витражами, вышло этакой жемчужиной района, и сравнить его можно было, пожалуй, лишь с соседствующей армянской церковью.
Лютеранская кирха и армянская церковь, нач. ХХ века
Общество «Братья Нобель» пожертвовало новой кирхе орган, сделанный на заводе в Людвигсбурге. Что примечательно: практически в это же время той фабрикой был сделан орган для крупнейшего средневекового храма на Балтии – Домского собора в Риге; рижский орган играет и по сей день. Кирха была торжественно открыта и освящена 14 июня 1892 года.
Ещё через год, в 1893 году, был освящён деревянный дом пастора (улица Казанская, 102). Псевдоготическое деревянное здание по проекту архитектора П.В. Шкателова продолжило этот не самый привычный для Астрахани ансамбль. Особенно сейчас, уже в XXI веке, случайно зашедшие в этот район туристы или даже горожане, обычно не обращающие внимание на городскую архитектуру, приходят в удивление при виде пастората. Помимо квартиры пастора в здании находился зал для собраний церковного совета.
Интересно ещё вот что: дом для пастора был, а самим пастором община не всегда обладала. Здесь мы сталкиваемся с ещё одной особенностью лютеранской традиции, а именно её, так скажем, толерантностью по отношению к другим конфессиям. Это в наше время лютеранские священнослужители могут безо всяких проблем учиться в России, родиться здесь – а тогда пастор непременно приезжал из заграницы. Свидетельства о первом в Астрахани пасторе появляются лишь в 1721 году (напомню, что первый молитвенный дом выстроен в 1713-м). Отдалённость нашего региона от той же Германии, которая в то время ощущалась особенно остро; разного рода проблемы, с которыми сталкивалась община, – всё это приводило к тому, что наши лютеране порой оставались без пастора. Тогда верующие прибегали к помощи православных священнослужителей, которых просили провести службу. Более того, лютеранские священники никогда не были против браков с иноверцами, так что межконфессиональные союзы в немецкой общине не были чем-то удивительным.
Уже в ХХ веке община получает разрешение на строительство приходской школы (улица Казанская, 104). И в 1908 году псевдоготическое каменное двухэтажное здание по проекту С.И. Карягина завершает ансамбль евангелическо-лютеранской церкви в Астрахани. Там можно было получить как начальное (три класса), так и более привилегированное образование: преподавались естественные науки, русский и немецкий языки, литература, закон божий. Особенностью школы и училища было то, что образование дети там могли получить вне зависимости от их вероисповедания. Более того, если ребёнок выделялся умом, а семья — так случилось — не обладала соответствующим достатком, обучение для того могло стать бесплатным. Обучение там проходили в основной массе своей дети из купеческих семей, которые специально съезжались со всей губернии, однако был случай, когда в училище поступил ребёнок даже из дворянской семьи.
Пасторат и школа, кон. 1980-х
В начале ХХ века лютеранская община (а она в Астрахани была практически равна немецкой диаспоре) переживала свой расцвет. По данным переписи 1897 года, в Астраханской губернии проживало 5162 немца. Этнические немцы не раз становились атаманами местного казачьего войска; аптека К.И. Оссе была самой известной в городе; А.П. Далингер открыл Александро-Мариинскую больницу, работающую и по сей день; кто из горожан не знает про кофейню отца и сыновей Шарлау, про К.Э. фон Бэра, описавшего Нижнее Поволжье и Каспий. Но весь этот расцвет длился, увы, весьма недолго. Первым ударом стала Первая мировая война: в 1914 году, как и во многих городах России, в Астрахани прокатилась волна немецких погромов, большой части диаспоры пришлось покинуть страну. А ещё через три года произошла революция. Большевистская власть была крайне негативно настроена по отношению к религии. Худо-бедно приход просуществовал ещё до 1923 года, когда неугодными стали и лютеранские верующие. Весь комплекс национализировали.
Трудно сказать, какое из зданий ждала наилучшая в этой ситуации участь. Отделался лёгким испугом лишь дом пастора: был изменён только интерьер, а в позднее советское время в нём расположился туберкулёзный диспансер. Куда хуже пришлось школе. Само здание сохранилось, его мы можем видеть и по сей день, но предназначение, которая дала ему советская власть, трудно назвать вдохновляющим. Вновь какая-то злейшая ирония – в здании расположился детский приёмник НКВД, о чём и сейчас напоминает сохранившаяся деревянная вывеска. Главным образом туда попадали дети священнослужителей всех астраханских конфессий, позже там стали оказываться и дети высшего советского руководства, массово попадавшего в опалу в конце тридцатых. Позднее здание так же было передано Горздравотделу.
Главной жертвой стала сама кирха. Поначалу там расположился клуб, но в конце 30-х годов появилась идея перестроить здание в жилой дом, что и было воплощено в жизнь к 1941 году. Так, на перекрёстке нынешних улиц Казанской и Мечникова появился трёхэтажный многоквартирный дом. Башня была снесена, внутреннее убранство уничтожено, готические окна во всю высоту фасада заложены, установлены перекрытия, и едва ли что теперь напоминает о настоящем предназначении здания.
Здание кирхи, 1939 год
Далее последовали несколько десятилетий забвения. Немцы в городе остались и порой тайно проводили встречи (обычно на Рождество и Пасху). Всё изменилось с приходом Перестройки, а с начала 1990-х приход был возрождён.
Практически с самого начала этого возрождения он связан с нынешним пастором Верой Зауэр – с 1994 года и по сей день она является председателем Церковного совета. Волею ли судьбы, по промыслу ли божьему — она оказалась в Астрахани. Её мать, будучи бессарабской немкой, перенесла все ужасы немецких, а потом и советских, лагерей, ссылки и бесконечные невольные переезды. Сама Вера Александровна родилась в Красноярском крае и только к концу шестидесятых оказалась в нашем городе. В церковь она пришла, когда это можно было делать уже открыто (мама, осознавая риск, никогда не брала детей на такие тайные встречи), до этого момента она лишь знала, что когда-то давно, ещё в Красноярском крае, её крестили, и Вера Александровна всегда помнила об этом, с чем связана одна небезынтересная история.
«Я в какой-то степени в детстве к этому тянулась. Самый первый раз, я тогда работала в комсомоле, уехала в командировку, а тогда проблема с билетами была страшенная. Я туда приехала, на Западную Украину, а обратно билетов нет. Звоню в Астрахань одному товарищу, говорю: “Слушай, надо договориться, там у тебя есть друзья. До Москвы я доеду – меня отправят, а в Москве, чтобы я пришла, и меня без билета посадили в самолёт”. Он договаривается, я выезжаю. В результате получается, что я стою в поезде: поезд из Западной Украины въезжает на Киевский вокзал, а самолёт в это время вылетает в Астрахань. А я стою в поезде в этом, в купе, и думаю: “Ну что делать!? Вообще не знаю!” И тут я вспоминаю – мне мама говорила: “Когда тебе очень тяжело, обратись к Богу, попроси, чтобы он тебе помог”. Это я ещё не ходила в церковь – только знала, что я крещёная. Что мама – глубоко верующий человек – молится. Что она за нас молится. Что она ходит к каким-то своим знакомым немцам, и они там проводят богослужения, но они нас туда не пускали, то есть это всё делалось тайком при советской власти. И я помолилась: “Господи, ну помоги ты мне взять этот билет!” Это был конец августа: у нас жара, в Ужгороде жара, а в Москве уже холод. А я приехала в сарафанчике! И я на метро приезжаю на Павелецкий вокзал, захожу в кассовый зал: вот, представляешь, полная тишина, времени уже где-то часов десять вечера, пустой абсолютно зал, сидит кассирша, скучает. Я к ней подхожу и так вот говорю: “Вы знаете, мне в Астрахань уехать на ближайшем поезде”. Она так на меня посмотрела, набирает и говорит: “Завтра в два часа дня”. Я быстро кидаю деньги, она мне пробивает билет, тут подбегает какой-то мужчина, начинает кричать: “Я у вас просил билет, вы мне не дали!” Она на него смотрит и говорит: “А что я могу сделать, если она подошла, а там кто-то отказался. И она была первая”. Я беру этот билет, я на вокзале ночевала, естественно, я никуда выйти не могла, холод был страшенный. В два часа дня я подхожу – это “Лотос” был. Поезд битком – там какое-то боковое нижнее место было. Я так вот села, на меня все смотрят как на идиотку: все тепло одеты, а я сижу в сарафанчике! Сижу и думаю: “Какое счастье, какая мама молодец, что она мне сказала: “Помолись своими словами, просто попроси”. Я вернулась домой. Но, когда я подъезжала к Астрахани, весь вагон на меня смотрел уже как на врага народа. Потому что мы приезжали в жару, а они все одеты были в осеннее. И переодеть ничего не могли! Я вышла такая счастливая в этом сарафане, пошла. Это было первое моё тогда столкновение с тем, что, если ты доверяешь Богу, просто объясни, но ты объясни, что тебе действительно надо. И, если тебе это действительно нужно, ты это получишь”.
В девяностых лютеран радушно принял отец Кшиштоф, возродивший католический приход, верующие смогли проводить богослужения в костёле, на перекрёстке улиц Победы и Бабушкина. В Астрахань из Германии даже прислали пастора Эрика Фойгта, однако тот приезжал всего лишь раз в несколько месяцев. Тогда было решено выбрать священнослужителя «из своих».
«Сначала, по обычной традиции, избрали молодого человека, его благословили на то, чтобы он проводил богослужения, был проповедником. Но он почему-то посчитал, что ему обязательно должны за это платить зарплату. Зарплаты, естественно, не было. И неоткуда ей было взяться. И он так тихо-мирно перестал ходить на службы. Просто исчез. Один раз приходим (я тогда ещё с мамой приходила, она ещё была жива) – никого, а люди собрались; второй раз пришли. Она теперь стоит и говорит: “Ну что, девчат, вы члены церковного совета – давайте, как-нибудь начните проводить”. И мы стали проводить богослужения.»
Так, по просьбе прихожан, Вера Александровна начала читать, а позже, в 1996 году, когда в Санкт-Петербурге открылась теологическая семинария, поступила на заочное отделение.
В 2002 году происходит то, во что никто не мог поверить, даже помечтать о таком. Общине на правах безвозмездной бессрочной аренды возвращают пасторат и здание школы. Пожалуй, это был самый настоящий праздник для немецкой диаспоры, у прихода открылось второе дыхание. Увы, сейчас он не так велик: с началом Перестройки немцы начали массово уезжать на историческую родину; и без того небольшая диаспора к началу 2010-х сократилась вдвое, верующих из них – и того меньше; нынешняя паства – примерно восемьдесят человек. Хотя сейчас, в отличие от дореволюционных времён, приход интернационален.
Что касается светской жизни общины – это сфера интересов российско-немецкого дома под руководством Ирины Селезнёвой. Сейчас он базируется в Доме дружбы.
Зато на счету лютеранской общины, за без малого 30 лет существования, большое количество благотворительных проектов. Пожалуй, главные среди них – суповая кухня, на протяжении тринадцати лет ежедневно обеспечивающая до ста нуждающихся горячим питанием, и реабилитационный центр «Данко» для детей с особенностями развития. Центр работает и по сей день, и туда, как когда-то в приходскую школу, может попасть любой нуждающийся ребёнок вне зависимости от статуса или вероисповедания.
Три года назад происходит ещё одно знаменательное событие – здания пастората и школы передают общине в собственность. И это стало ещё одним шагом на пути возрождения лютеранской церкви в Астрахани. А главное во всём этом то, что сама Вера Александровна верит в полное восстановление комплекса и общины. Даже не просто верит, а, по её собственным словам, знает, что так будет.
Здание кирхи, 2022 год
«Всё равно это будет восстановлено. И, причём, я могу даже сказать, это касается не только лютеран. Вот, когда в нашем крае восстановят все церкви, которые были отняты: я имею в виду не те, которые были снесены – это уже не вернёшь, а те здания, которые ещё стоят: их из руин восстановят, и там будут проходить службы – астраханский регион будет жить намного лучше. Я понимаю, это можно воспринять по-всякому. Но это моя глубочайшая уверенность».
Александр ЦимановичПоследние новости
В Астрахани обсудили реализацию новых нацпроектов
Губернатор Игорь Бабушкин подчеркнул важность работы областного отделения партии.
Астраханский экс-депутат признан иноагентом
Министерство юстиции Российской Федерации сделало важное заявление о статусе Олега Шеина.
Новый законопроект о налогах в Госдуме
Законопроект предлагает снижение налоговой ставки в России.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований