Национальный колорит Астрахани: памятники, мавзолеи и другие объекты

Это крупнейший православный храм Астрахани и единственный из сохранившихся во всей России храмовых комплексов, где соединены собор и лобное место.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕКТЫ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Это крупнейший православный храм Астрахани и единственный из сохранившихся во всей России храмовых комплексов, где соединены собор и лобное место. Успенский собор был построен в 1699-1710 годах при митрополите Сампсоне. Руководил строительством Дорофей Мякишев.

У современного храма было два «предшественника»: первый — деревянный небольшой собор — был построен в 1568 году, и освещен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Икону прислал с игуменом царь Иоанн Грозный в благословение новому городу. Второй храм был возведен к 1602 году и получил название в честь Успения Божией Матери. К концу 17 века Успенский собор стал ветшать. 1 октября 1699 года после долгих поисков средств и сбора пожертвований на строительство нового храма работы начались.

Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма считался восьмиярусный иконостас.

БЕЛАЯ МЕЧЕТЬ

Белая мечеть считается старейшей мечетью Астрахани. Она была построена в 1810 году на деньги татарского купца первой гильдии Давида Измайлова на месте прежней деревянной мечети, упоминания о которой встречаются в 1777 году.

Каменная мечеть построена в формах позднего классицизма. В 1930-1992 годах здесь в разное время находились детский сад, пошивочный цех, пекарня и фабрика. Здание много раз перестраивали и к 1992 году, когда оно вернулось к верующим, минарет и михраб (ниша в стене, обращенная в сторону Мекки, где молится имам) были утрачены. К 2008 году мечеть была отреставрирована и теперь мы видим это красивое здание почти таким же, каким оно было 200 лет назад.

ХОШЕУТОВСКИЙ ХУРУЛ

Это удивительное место для всех ценителей архитектуры, вне зависимости от вероисповедания. По мнению культурологов, Хошеутовский хурул соединяет в себе черты восточной буддийской и западно-европейской архитектуры.

Буддийский храм 19 века, который однажды посетил сам Александр Дюма, находится в селе Речное Харабалинского района. Это единственный сохранившийся калмыцкий монастырь, построенный еще в дореволюционное время — в 1817-18 годах, на месте старого буддийского храма. Его создали по инициативе Серебджаба Тюменя — главы Хошеутовского улуса, героя Отечественной войны 1812 года. По задумке, хурул был частью мемориального комплекса в честь участвовавших в войне калмыков.

В 1920-х годах хурул закрыли. Через некоторое время он «переквалифицировался» в клуб, затем — в зернохранилище. В 60-е годы часть этого культового сооружения разобрали для строительства коровника. И, наконец, в 2004 году началось постепенное восстановление храма с частично сохранившейся оригинальной росписью.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЕЛ

Храм Успения Пресвятой Богородицы, известный как Римско-католический костел, был третьей католической церковью по времени основания в России — после, разумеется, Москвы и Санкт-Петербурга. Это удивительный архитектурный памятник XVIII века, который сочетает черты барокко, классицизма и архитектурных элементов, традиционных для русских церквей.

Храм был построен в 1762-1779 годах на месте деревянной церкви Успения Пресвятой Девы Марии, при которой была открыта церковноприходская Латинская школа. В 1712-1722 годах здесь учился русский поэт Василий Тредиаковский. В 1919 католический храм, как и все религиозные учреждения, был закрыт, убранство потеряно. Верующие вновь вернулись в храм только в 1990-е годы.

В 2008 году, к юбилею города, костел был отреставрирован. Здесь регулярно проводятся мессы и органные концерты — на старинном отреставрированном органе, который можно назвать голосом этого храма.

МАВЗОЛЕИ МАВЗОЛЕЙ КУРМАНГАЗЫ

Курмангазы Сагырбаев — сегодня это имя стало почти нарицательным, оно символизирует дружбу между Россией и Казахстаном. Композитор, домбрист-виртуоз Курмангазы Сагырбайулы родился в 1823 г. в Букеевской орде Астраханской губернии, в урочище Жидели (аул Жидет, ныне поселок Орда Западно-Казахстанской области Республики Казахстан). С раннего возраста у него проявились незаурядные музыкальные способности в игре на домбре.

Вершиной творчества Курмангазы является кюй « Сары-Арка » наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи.

Кюи Курмангазы Сагырбаева отличаются выразительностью мелодий, стройностью формы, элементами полифонического развития, многие из них позднее были переложены для симфонического оркестра, струнного квартета, трио и фортепиано.

На месте погребения талантливого композитора в селе Алтынжар Володарского района в 1996 году был построен величественный мавзолей. Его открытие состоялось ровно 20 лет назад. Проект Мавзолея был заказан Министерством Культуры Республики Казахстан в 1993 году. Автором стал архитектор Максут Нуркабаев. А в роли заказчика строительства выступило казахское общество «Жолдастык» в лице «Фонда Курмангазы», при поддержке администрации губернатора Астраханской области.

МАВЗОЛЕИ СЕИД-БАБЫ И БУКЕЙ-ХАНА

Село Малый Арал Красноярского района, в котором находятся эти два мавзолея, можно без преувеличения назвать местом паломничества для жителей сразу двух стран: России и Казахстана.

Величественный 18-метровый мавзолей Букей-хана, с высеченными на стенах изречениями из Корана, был построен в честь султана Букея — инициатора массовой казахской миграции, в ходе которой на территории Астраханской области появилась Внутренняя, или Букеевская, Орда.

Недалеко от него находится мавзолей проповедника, отшельника и целителя Сеид-бабы. Этому месту приписывают чудодейственную силу. Многие люди приезжают сюда, чтобы попросить об исполнении своих заветных желаний. Внешнее убранство гробницы удивляет своей скромностью и необычностью: в деревянных стенах вырезаны узоры, которые при свете солнца отбрасывают тень в виде людей, стоящих в два ряда с поднятыми руками.

ПАМЯТНИКИ

Есть в Астрахани международная «Аллея памятников» — она разместилась в сквере Астраханского государственного университета.

МАХТУМКУЛИ ФРАГИ

В мае 2009 года здесь открыли памятник туркменскому поэту Махтумкули Фраги, который для туркмен значит то же, что и Пушкин для россиян. Кстати, в тукменском календаре даже май назван в честь Махтумкули, который родился в этом месяце. Монумент в Астрахани, установленный в сквере АГУ стал первым в России, посвященным этому выдающемуся мыслителю и философу.

ОМАР ХАЙЯМ

Памятник Омару Хайяму был открыт на Международной аллее в 2016 году. Скульптуру изготовили в Екатеринбурге, ее высота превышает 4 метра, а вес составляет около 1,5 тонн. Кстати, это первый в России памятник Омару Хайяму — его сразу же нарекли символом российско-иранской дружбы.

МУСА ДЖАЛИЛЬ

Наконец, в 2017 году в сквере появился памятник Мусе Джалилю — в рамках российского проекта «Аллея Российской Славы». Автор проекта — краснодарский скульптор Александр Аполлонов.

Герой Советского союза Муса Джалиль (Муса Мустафаевич Залилов) — выдающийся татарский поэт, которого многое связывает с Астраханью.

Он побывал в Астрахани в 1933 году, когда работал руководителем выездной редакции центральной татарской газеты «Коммунист». Ездил в села Килинчи и Дурное (сейчас — Рассвет). Здесь он пишет очерки и статьи о труде овощеводов, интересуется работой рабкоров на Каспии.  В селе Килинчи он даже пожил одно время в семье овощевода. В основу одного из волжских стихотворений лёг трагический случай с девушкой рыбачкой из понизового села:

Укротись, волна каспийская, серая!
Ты мешаешь мне и слушать и смотреть.
Старый Каспий, не к тебе пришёл сюда я —
Привлекла меня рыбачка молодая,
Что поёт, свою вытягивая сеть.

Впечатлениями он также делился в стихах «Шаланда №24», песнях «Моряки», «Волны» и других.

Пребывание Мусы Джалиля на Нижней Волге стало важным событием в культурной жизни края. А в 1957 году в Астрахани появилась улица Мусы Джалиля. Она берёт своё начало от площади Ленина и устремляется через Татарский мост за Варвациевский канал, в бывшую татарскую слободу старой Астрахани. До 1924 года улица имела два названия: до Татарского моста именовалась Старо-Заливной, а за мостом, в районе Заканавья – улицей Татарский базар. ГАБДУЛЛА ТУКАЙ

27 мая 2013 года в Астрахани появился памятник татарскому поэту Габдулле Тукаю.

За свою короткую жизнь (а умер Тукай в возрасте 27 лет) он оставил очень яркий след в литературе, создал творения, которые до сих пор у всех на устах. Писал о Родине, татарском народе, родной культуре. Переводил на татарский язык басни Крылова, произведения Пушкина. Он один из основоположников татарской литературы и современного татарского языка.

В астраханской композиции отражена скромность, простота и народность. Именно таким, по словам современников, и был известный поэт. Участок на пересечении улиц Адмирала Нахимова и Александрова был выбран не случайно. В этих местах останавливался поэт, когда приезжал в Астрахань весной 1911 года, желая вылечиться от туберкулеза. Он общался со своими поклонниками, литераторами и журналистами и консультировался о состоянии здоровья у известного врача Наримана Нариманова.

Сквер так же носит имя Габдуллы Тукая, как и расположенная рядом общеобразовательная школа № 74.

КУРМАНГАЗЫ

Улицу Советскую в Астрахани, которая берет начало с колокольни кремля, венчает памятник казахскому музыканту-домбристу, композитору и акыну — Курмангазы Сагырбаеву.  13 декабря 2008 года на площади возле Благовещенского монастыря состоялась торжественная церемония его открытия. Такой подарок астраханцам сделало Правительство Казахстана, к 450-летию нашего города.

Шестиметровая композиция выполнена из бронзы и установлена на трехметровом гранитном постаменте.

Легендарный кюист изображен верхом на лошади, с домброй в руках. Кстати, лицо статуи имеет портретное сходство с Курмангазы: по методу Герасимова его черты еще в советское время были восстановлены по сохранившемуся черепу.

СКВЕРЫ «АРМЕНИЯ»

Сквер «Армения» был торжественно открыт в 2008 году — и место было выбрано не случайно. Дело в том, что до 1932 года здесь находился армянский Собор Успения Божьей матери. Каменный григорианский храм, ставший первым кафедральным собором армянской апостольской церкви в России, был построен без малого 300 лет назад.

Особое внимание обращает на себя архитектурная композиция, включающая поклонный крест хачкар и каменную арку. Все работы были выполнены на средства местной армянской диаспоры.

Крест армянские умельцы вырезали из красного туфа, а затем по Каспийскому морю доставили в Астрахань. Вокруг креста воздвигли стену из трех арок. Интересно, что первая арка посвящена 450-летию Астрахани, вторая — 300-летию первой армянской каменной церкви в России, а третья — 290-летию Армянской епархии в России. Каждая из них увенчана колоколом с надписями, указывающими на юбилей.

Последние новости

Избирательная комиссия Астраханской области провела заседание

Обсуждение ключевых вопросов предстоящих выборов.

Принятие бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования

В Астрахани прошло пленарное заседание регионального парламента.

Временное ограничение дорожного движения в городе

Ремонтные работы приведут к изменению маршрутов автотранспорта.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Магасе с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *