О появлении буддистов в астраханском крае
Мало кто знает, что Астраханская область является одним из центров буддийской культуры в России.
Мало кто знает, что Астраханская область является одним из центров буддийской культуры в России. Сегодня регион возрождает почти ушедшие во времена атеизма духовно-религиозные традиции. В их числе — ступы Просветления, или субурганы — по-калмыцки. Считается, что будучи источником духовной энергии, они способствуют миру и гармонии, накоплению заслуг и мудрости, сплочению и процветанию людей, препятствует негативным явлениям, в том числе эпидемиям и катаклизмам.
Появление буддийской религии в Нижнем Поволжье было связано с перекочевкой в эти места предков калмыков, западных монголов-ойратов, принявших буддизм еще на родине – в Монголии. Калмыцкие князья в первые десятилетия своего пребывания на Волге в вопросах религии и религиозной политики ориентировались на Тибет и поддерживали с ним очень тесные связи.
Средством укрепления ламаизма, одной из разновидностей буддизма, среди калмыков стали хурулы, то есть монастырские комплексы, – сначала кочевые, а потом стационарные. В начале 20-го века на территории Астраханской губернии насчитывалось 67 хурулов. Многие из них были действительно уникальны, как, например, Хошеутовский хурул в Тюменевке, ныне посёлке Речное Харабалинского района.
Основателем Хошеутовского хурула был Сербеджаб Тюмень. Он был выдающимся военачальником, активным участником Отечественной войны 1812 года. В 1811 году Сербеджаб Тюмень возглавил Второй Астраханский калмыцкий полк.
Хошеутовский хурул, построенный в 1818 году, стал памятником в честь победы в войне 1812 году. Авторами проекта стал брат Сербеджаба — Батур-Убуши Тюмень и буддийский монах Гаван Джимбе. Строительство храма было начато вблизи Тюменевки – родового поместья княжеского рода, на месте старого деревянного хурула. Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и на средства Серебджаба Тюменя.
Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Кроме постоянного мелкого ремонта проводились и две крупные реставрации комплекса. В 1907 году хурул реставрировался под руководством архитектора Управления калмыцким народом Варганика-Вальдовского.
Период Советской власти стал трагическим для многих культовых сооружений страны. В Нижнем Поволжье в ходе «культурной революции» велась планомерная борьба с религией, в ходе которой разрушались культовые строения. В результате ее значительно пострадал и Хошеутовский хурул. В 30-е годы храм становится сначала детским садом, затем школой и зернохранилищем. В 60-е годы колхозу понадобился кирпич для строительства коровника – с этой целью были снесены галереи и малые башни хурула. Сегодня сохранилось лишь основное монастырское здание – трехнефная молельня с трехъярусной башней.
Необходимо отметить, что после депортации калмыков в 1943 г. и переселения в село в 1947 русских старообрядцев из Румынии, село Тюменевка, вошедшее в состав Астраханской области было переименовано в Речное.
Постепенно менялось отношение светских властей к памятнику. По решению исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года буддийский храм был принят под охрану государством как памятник истории и культуры областного значения. Это спасло храм от окончательного разрушения, но восстановление комплекса за этим решением не последовало. В декабре 1995 года Хошеутовскому хурулу была присвоена категория памятника федерального значения.
7 августа 2004 г. было принято решение о передаче хурула в безвозмездное пользование местной буддийской общине. В августе 2004 года состоялось освящение храма. Службу-молебен проводил тибетский лама Нованг Реглан. Храм заполнили жители села Заволжское, гости, приехавшие из Астрахани, Цаган-Амана.
Стоит отметить, что стараниями министерства культуры Астраханской области хурул уже несколько лет попадает в Федеральную целевую программу по сохранению культурного наследия России.
Фото: министерство культуры Астраханской области
Алина МИНГАЗОВА
Появление буддийской религии в Нижнем Поволжье было связано с перекочевкой в эти места предков калмыков, западных монголов-ойратов, принявших буддизм еще на родине – в Монголии. Калмыцкие князья в первые десятилетия своего пребывания на Волге в вопросах религии и религиозной политики ориентировались на Тибет и поддерживали с ним очень тесные связи.
Средством укрепления ламаизма, одной из разновидностей буддизма, среди калмыков стали хурулы, то есть монастырские комплексы, – сначала кочевые, а потом стационарные. В начале 20-го века на территории Астраханской губернии насчитывалось 67 хурулов. Многие из них были действительно уникальны, как, например, Хошеутовский хурул в Тюменевке, ныне посёлке Речное Харабалинского района.
Основателем Хошеутовского хурула был Сербеджаб Тюмень. Он был выдающимся военачальником, активным участником Отечественной войны 1812 года. В 1811 году Сербеджаб Тюмень возглавил Второй Астраханский калмыцкий полк.
Хошеутовский хурул, построенный в 1818 году, стал памятником в честь победы в войне 1812 году. Авторами проекта стал брат Сербеджаба — Батур-Убуши Тюмень и буддийский монах Гаван Джимбе. Строительство храма было начато вблизи Тюменевки – родового поместья княжеского рода, на месте старого деревянного хурула. Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и на средства Серебджаба Тюменя.
Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Кроме постоянного мелкого ремонта проводились и две крупные реставрации комплекса. В 1907 году хурул реставрировался под руководством архитектора Управления калмыцким народом Варганика-Вальдовского.
Период Советской власти стал трагическим для многих культовых сооружений страны. В Нижнем Поволжье в ходе «культурной революции» велась планомерная борьба с религией, в ходе которой разрушались культовые строения. В результате ее значительно пострадал и Хошеутовский хурул. В 30-е годы храм становится сначала детским садом, затем школой и зернохранилищем. В 60-е годы колхозу понадобился кирпич для строительства коровника – с этой целью были снесены галереи и малые башни хурула. Сегодня сохранилось лишь основное монастырское здание – трехнефная молельня с трехъярусной башней.
Необходимо отметить, что после депортации калмыков в 1943 г. и переселения в село в 1947 русских старообрядцев из Румынии, село Тюменевка, вошедшее в состав Астраханской области было переименовано в Речное.
Постепенно менялось отношение светских властей к памятнику. По решению исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года буддийский храм был принят под охрану государством как памятник истории и культуры областного значения. Это спасло храм от окончательного разрушения, но восстановление комплекса за этим решением не последовало. В декабре 1995 года Хошеутовскому хурулу была присвоена категория памятника федерального значения.
7 августа 2004 г. было принято решение о передаче хурула в безвозмездное пользование местной буддийской общине. В августе 2004 года состоялось освящение храма. Службу-молебен проводил тибетский лама Нованг Реглан. Храм заполнили жители села Заволжское, гости, приехавшие из Астрахани, Цаган-Амана.
Стоит отметить, что стараниями министерства культуры Астраханской области хурул уже несколько лет попадает в Федеральную целевую программу по сохранению культурного наследия России.
Фото: министерство культуры Астраханской области
Алина МИНГАЗОВА
Последние новости

Прокурор Астраханской области проведет прием жителей Наримановского района
10 марта 2025 года прокурор области Фрост Сергей Михайлович проведет прием жителей Наримановского района.
Астраханская область продолжает держать высокий темп ввода нового жилья
Фото: Астрахань 24 Глава Минстроя России Ирек Файзуллин провёл рабочую встречу с вице-губернатором — председателем правительства Астраханской области Денисом Афанасьевым Стороны обсудили реализацию мероприятий в рамка

Прокуратура направила в суд уголовное дело о хулиганстве группой лиц
Прокуратура Кировского района г. Астрахани утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении местного жителя.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи
Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Пятигорске