О появлении буддистов в астраханском крае
Мало кто знает, что Астраханская область является одним из центров буддийской культуры в России.
Мало кто знает, что Астраханская область является одним из центров буддийской культуры в России. Сегодня регион возрождает почти ушедшие во времена атеизма духовно-религиозные традиции. В их числе — ступы Просветления, или субурганы — по-калмыцки. Считается, что будучи источником духовной энергии, они способствуют миру и гармонии, накоплению заслуг и мудрости, сплочению и процветанию людей, препятствует негативным явлениям, в том числе эпидемиям и катаклизмам.
Появление буддийской религии в Нижнем Поволжье было связано с перекочевкой в эти места предков калмыков, западных монголов-ойратов, принявших буддизм еще на родине – в Монголии. Калмыцкие князья в первые десятилетия своего пребывания на Волге в вопросах религии и религиозной политики ориентировались на Тибет и поддерживали с ним очень тесные связи.
Средством укрепления ламаизма, одной из разновидностей буддизма, среди калмыков стали хурулы, то есть монастырские комплексы, – сначала кочевые, а потом стационарные. В начале 20-го века на территории Астраханской губернии насчитывалось 67 хурулов. Многие из них были действительно уникальны, как, например, Хошеутовский хурул в Тюменевке, ныне посёлке Речное Харабалинского района.
Основателем Хошеутовского хурула был Сербеджаб Тюмень. Он был выдающимся военачальником, активным участником Отечественной войны 1812 года. В 1811 году Сербеджаб Тюмень возглавил Второй Астраханский калмыцкий полк.
Хошеутовский хурул, построенный в 1818 году, стал памятником в честь победы в войне 1812 году. Авторами проекта стал брат Сербеджаба — Батур-Убуши Тюмень и буддийский монах Гаван Джимбе. Строительство храма было начато вблизи Тюменевки – родового поместья княжеского рода, на месте старого деревянного хурула. Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и на средства Серебджаба Тюменя.
Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Кроме постоянного мелкого ремонта проводились и две крупные реставрации комплекса. В 1907 году хурул реставрировался под руководством архитектора Управления калмыцким народом Варганика-Вальдовского.
Период Советской власти стал трагическим для многих культовых сооружений страны. В Нижнем Поволжье в ходе «культурной революции» велась планомерная борьба с религией, в ходе которой разрушались культовые строения. В результате ее значительно пострадал и Хошеутовский хурул. В 30-е годы храм становится сначала детским садом, затем школой и зернохранилищем. В 60-е годы колхозу понадобился кирпич для строительства коровника – с этой целью были снесены галереи и малые башни хурула. Сегодня сохранилось лишь основное монастырское здание – трехнефная молельня с трехъярусной башней.
Необходимо отметить, что после депортации калмыков в 1943 г. и переселения в село в 1947 русских старообрядцев из Румынии, село Тюменевка, вошедшее в состав Астраханской области было переименовано в Речное.
Постепенно менялось отношение светских властей к памятнику. По решению исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года буддийский храм был принят под охрану государством как памятник истории и культуры областного значения. Это спасло храм от окончательного разрушения, но восстановление комплекса за этим решением не последовало. В декабре 1995 года Хошеутовскому хурулу была присвоена категория памятника федерального значения.
7 августа 2004 г. было принято решение о передаче хурула в безвозмездное пользование местной буддийской общине. В августе 2004 года состоялось освящение храма. Службу-молебен проводил тибетский лама Нованг Реглан. Храм заполнили жители села Заволжское, гости, приехавшие из Астрахани, Цаган-Амана.
Стоит отметить, что стараниями министерства культуры Астраханской области хурул уже несколько лет попадает в Федеральную целевую программу по сохранению культурного наследия России.
Фото: министерство культуры Астраханской области
Алина МИНГАЗОВА
Появление буддийской религии в Нижнем Поволжье было связано с перекочевкой в эти места предков калмыков, западных монголов-ойратов, принявших буддизм еще на родине – в Монголии. Калмыцкие князья в первые десятилетия своего пребывания на Волге в вопросах религии и религиозной политики ориентировались на Тибет и поддерживали с ним очень тесные связи.
Средством укрепления ламаизма, одной из разновидностей буддизма, среди калмыков стали хурулы, то есть монастырские комплексы, – сначала кочевые, а потом стационарные. В начале 20-го века на территории Астраханской губернии насчитывалось 67 хурулов. Многие из них были действительно уникальны, как, например, Хошеутовский хурул в Тюменевке, ныне посёлке Речное Харабалинского района.
Основателем Хошеутовского хурула был Сербеджаб Тюмень. Он был выдающимся военачальником, активным участником Отечественной войны 1812 года. В 1811 году Сербеджаб Тюмень возглавил Второй Астраханский калмыцкий полк.
Хошеутовский хурул, построенный в 1818 году, стал памятником в честь победы в войне 1812 году. Авторами проекта стал брат Сербеджаба — Батур-Убуши Тюмень и буддийский монах Гаван Джимбе. Строительство храма было начато вблизи Тюменевки – родового поместья княжеского рода, на месте старого деревянного хурула. Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и на средства Серебджаба Тюменя.
Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Кроме постоянного мелкого ремонта проводились и две крупные реставрации комплекса. В 1907 году хурул реставрировался под руководством архитектора Управления калмыцким народом Варганика-Вальдовского.
Период Советской власти стал трагическим для многих культовых сооружений страны. В Нижнем Поволжье в ходе «культурной революции» велась планомерная борьба с религией, в ходе которой разрушались культовые строения. В результате ее значительно пострадал и Хошеутовский хурул. В 30-е годы храм становится сначала детским садом, затем школой и зернохранилищем. В 60-е годы колхозу понадобился кирпич для строительства коровника – с этой целью были снесены галереи и малые башни хурула. Сегодня сохранилось лишь основное монастырское здание – трехнефная молельня с трехъярусной башней.
Необходимо отметить, что после депортации калмыков в 1943 г. и переселения в село в 1947 русских старообрядцев из Румынии, село Тюменевка, вошедшее в состав Астраханской области было переименовано в Речное.
Постепенно менялось отношение светских властей к памятнику. По решению исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года буддийский храм был принят под охрану государством как памятник истории и культуры областного значения. Это спасло храм от окончательного разрушения, но восстановление комплекса за этим решением не последовало. В декабре 1995 года Хошеутовскому хурулу была присвоена категория памятника федерального значения.
7 августа 2004 г. было принято решение о передаче хурула в безвозмездное пользование местной буддийской общине. В августе 2004 года состоялось освящение храма. Службу-молебен проводил тибетский лама Нованг Реглан. Храм заполнили жители села Заволжское, гости, приехавшие из Астрахани, Цаган-Амана.
Стоит отметить, что стараниями министерства культуры Астраханской области хурул уже несколько лет попадает в Федеральную целевую программу по сохранению культурного наследия России.
Фото: министерство культуры Астраханской области
Алина МИНГАЗОВА
Последние новости
В Астрахани обсудили реализацию новых нацпроектов
Губернатор Игорь Бабушкин подчеркнул важность работы областного отделения партии.
Астраханский экс-депутат признан иноагентом
Министерство юстиции Российской Федерации сделало важное заявление о статусе Олега Шеина.
Новый законопроект о налогах в Госдуме
Законопроект предлагает снижение налоговой ставки в России.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Пятигорске