Об иудеях и единственной в Астрахани синагоге
На территории Астраханской области ввиду её многонациональности расположено большое количество храмов, принадлежащих различным религиям.
На территории Астраханской области ввиду её многонациональности расположено большое количество храмов, принадлежащих различным религиям. Ранее мы писали о христианских и мусульманских храмах. Сейчас же статью посвятим ещё одной распространённой религии — иудаизму.
По материалам Андрея Сызранова «Этносы и этнические группы Астраханской области», евреи на территории Нижней Волги стали известны ещё в эпоху Хазарского каганата и Золотой Орды. Уже в более современной Астрахани евреи стали селиться во второй половине XVIII века. В 1866 году была создана религиозная община Ашкеназ, или Ашкенази – так называют евреев-выходцев из Центральной Германии и Восточной Европы. В неё вошли отставные военнослужащие, купцы, члены их семей, медики. В 1872 году община открыла собственный молельный дом – синагогу. Спустя 4 года появилась ещё одна еврейская община — Сефард или Сфард, как называют потомков евреев-выходцев из Испании, точнее из колоний испанских сефардов в Крыму и на Кавказе.
В 1879 году на улице Грязной, ныне улица Куйбышева, была построена сефардская синагога. Вообще, до революции в Астрахани насчитывалось 4 иудейских синагоги, сегодня осталась только одна – на улице Бабушкина, 28. В том же году издали закон, согласно которому евреям с высшим образованием, было разрешено повсеместно проживать в империи. После этого в Астрахани стало расти количество евреев. В основном, они селились на улице Шаумяна, Бабушкина, Куйбышева и Спартаковской.
Согласно переписи населения 1897 году, евреев в губернии насчитывалось 2 214 человек. Сейчас же их численность сократилась — чуть более 1 тысячи человек. Происходит это из-за эмиграции в Израиль.
В 1990 году образовалось Астраханское областное общество еврейской культуры «Тхия», или «Возрождение». Основными направлениями деятельности общества стали развитие национального языка, литературы и возрождение религиозной традиции. При обществе были открыты воскресная школа и библиотека. Ежегодно проводились иудаистские праздники, например, такие, как Песах, Ханука, Пурим.
Что касается единственной в Астрахани синагоги, то она представляет собой небольшое здание, облицованное красным кирпичом. Над входной дверью – звезда Давида, справа от нее – табличка с надписью «Синагога «Сфард»». Главной частью иудейского храма является арон-а-кодеш, буквально переводится как «святой шкаф». В нём хранятся свитки Торы, то есть священные писания. Такой шкаф соответствует золотому ящику в иерусалимском Храме, в котором хранились скрижали с десятью заветами, дарованными еврейскому народу Богом. Арон-а-кодеш прикрыт занавесом, который разделяет святую и святую святых.
В центре синагоги находится бима – возвышение, на котором стоит стол для чтения свитка Торы. Бима является напоминанием помоста Храма в Иерусалиме. Справа от входа имеется стол с хлебами. Это неотъемлемая часть синагоги, место, где люди трапезничают и отмечают мероприятия. Кроме того, в храме стоит умывальник. Перед тем, как священники заходили внутрь, они омывали руки и ноги. В здании также имеется библиотека с молитвенниками и книгами Торы. На втором ярусе находится отдельное помещение для женщин. Еще один обязательный элемент – мезуза (небольшая коробочка) со свитком Торы, которая крепится на дверном косяке. Это оберег, охраняющий еврейские дома.
Фото: Яндекс.Карты
Алина МИНГАЗОВА
По материалам Андрея Сызранова «Этносы и этнические группы Астраханской области», евреи на территории Нижней Волги стали известны ещё в эпоху Хазарского каганата и Золотой Орды. Уже в более современной Астрахани евреи стали селиться во второй половине XVIII века. В 1866 году была создана религиозная община Ашкеназ, или Ашкенази – так называют евреев-выходцев из Центральной Германии и Восточной Европы. В неё вошли отставные военнослужащие, купцы, члены их семей, медики. В 1872 году община открыла собственный молельный дом – синагогу. Спустя 4 года появилась ещё одна еврейская община — Сефард или Сфард, как называют потомков евреев-выходцев из Испании, точнее из колоний испанских сефардов в Крыму и на Кавказе.
В 1879 году на улице Грязной, ныне улица Куйбышева, была построена сефардская синагога. Вообще, до революции в Астрахани насчитывалось 4 иудейских синагоги, сегодня осталась только одна – на улице Бабушкина, 28. В том же году издали закон, согласно которому евреям с высшим образованием, было разрешено повсеместно проживать в империи. После этого в Астрахани стало расти количество евреев. В основном, они селились на улице Шаумяна, Бабушкина, Куйбышева и Спартаковской.
Согласно переписи населения 1897 году, евреев в губернии насчитывалось 2 214 человек. Сейчас же их численность сократилась — чуть более 1 тысячи человек. Происходит это из-за эмиграции в Израиль.
В 1990 году образовалось Астраханское областное общество еврейской культуры «Тхия», или «Возрождение». Основными направлениями деятельности общества стали развитие национального языка, литературы и возрождение религиозной традиции. При обществе были открыты воскресная школа и библиотека. Ежегодно проводились иудаистские праздники, например, такие, как Песах, Ханука, Пурим.
Что касается единственной в Астрахани синагоги, то она представляет собой небольшое здание, облицованное красным кирпичом. Над входной дверью – звезда Давида, справа от нее – табличка с надписью «Синагога «Сфард»». Главной частью иудейского храма является арон-а-кодеш, буквально переводится как «святой шкаф». В нём хранятся свитки Торы, то есть священные писания. Такой шкаф соответствует золотому ящику в иерусалимском Храме, в котором хранились скрижали с десятью заветами, дарованными еврейскому народу Богом. Арон-а-кодеш прикрыт занавесом, который разделяет святую и святую святых.
В центре синагоги находится бима – возвышение, на котором стоит стол для чтения свитка Торы. Бима является напоминанием помоста Храма в Иерусалиме. Справа от входа имеется стол с хлебами. Это неотъемлемая часть синагоги, место, где люди трапезничают и отмечают мероприятия. Кроме того, в храме стоит умывальник. Перед тем, как священники заходили внутрь, они омывали руки и ноги. В здании также имеется библиотека с молитвенниками и книгами Торы. На втором ярусе находится отдельное помещение для женщин. Еще один обязательный элемент – мезуза (небольшая коробочка) со свитком Торы, которая крепится на дверном косяке. Это оберег, охраняющий еврейские дома.
Фото: Яндекс.Карты
Алина МИНГАЗОВА
Последние новости
Реконструкция больницы в Олинске: новые возможности для здоровья населения
Капитальный ремонт медучреждения начнется в 2025 году с поддержкой бюджета.
Прием жителей Камызякского района прокурором Астраханской области
Ростислав Гладышев встретился с местными жителями для обсуждения их проблем.
Экономические изменения в апреле 2023 года
Как новые меры повлияли на рынок и потребление.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Балашихе с предложениями работы от ведущих работодателей города