Старая-новая Астрахань: шедевры архитектуры, дошедшие до наших дней

Картинами Юрия Анискина можно любоваться вечно.

Живописная летопись Юрия Анискина

Картинами Юрия Анискина можно любоваться вечно. Особенно притягательна его серия «Старая Астрахань». Художник-любитель уже давно стал негласным летописцем родного города, где далекое прошлое оживает в его полотнах. Тем интереснее увидеть хорошо знакомые здания в антураже других эпох — будто совершив путешествие на одно-два столетия назад и прочувствовав, как это было. Сегодня расскажем про несколько таких объектов, сопроводив исторические факты иллюстрациями мастера. 

МАРИИНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Астраханская консерватория

Астраханская консерватория располагается в одном из самых красивых в городе зданий. Оно строилось с 1905 по 1910 годы специально для Мариинской женской гимназии – на месте гимназического сада. В 1909 году к гимназии было пристроено здание с церковью Святой великомученицы Александры и актовым залом.

Автором проекта считается архитектор Константин Домонтович, хотя существует предположение, что участие в его разработке также принимал небезызвестный Виктор Вальдовский-Варганек. В архитектуре здания органично соединились приемы псевдобарокко и декор русского стиля – он прослеживается в рисунке оконных проемов. Угол здания выделен граненой ротондой и завершается куполом.

Мариинская женская гимназия в свое время была очень востребована. Значительное внимание здесь уделялось обучению иностранным языкам, в программу включались сведения по истории немецкой и французской литературы, чтение и разбор произведений, письменные пересказы, сочинения. Девочки проходили курс на звание школьной наставницы и домашней учительницы.

Гимназия, рассчитанная на 500 учащихся, функционировала до 1917 года. С приходом советской власти в здании расположилась школа кооперации, затем – балетные курсы и общеобразовательная школа. А в годы Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь.

Ну, и чуть более полувека в этом прекрасном здании работает Астраханская консерватория, проводятся классические концерты и даже ставятся студенческие спектакли. Важную роль в открытии учебного заведения сыграли профессор Марк Этингер, композитор Александр Холминов и оперная певица Мария Максакова.

ДОХОДНЫЙ ДОМ Н.П. ГРИГОРЬЕВА
Театр кукол

Более тридцати лет Астраханский театр кукол располагается в одном из самых красивых зданий города, на пересечении Никольской и Фиолетова.

Впервые об этом здании упоминается в окладной книге за 1845 год под наименованием «астраханского купца Михаила Башкина дом». Позже встречаются еще несколько наименований: в 1866 году – «каменный дом со службами купеческого сына Михаила Башкина», а в 1879 году – «каменный двухэтажный дом с лавками наследницы, вдовы, почетной гражданки Екатерины Федоровны Башкиной».

В 1889 году этот дом выкупил купец I гильдии Н.П. Григорьев, перепроектировал его и сделал пристрой. Авторами проекта были архитектор Павел Коржинский либо, предположительно, Константин Домонтович. Так, к 1893 году сформировался доходный дом с магазинами и конторой. В верхнем этаже разместилось отделение Северного банка, в нижнем – чайный магазин Высоцкого, страховое общество «Российское», а также транспортные конторы и комнаты, сдававшиеся внаем.

В 1908-1910 годах особняк перестраивался уже по проекту Виктора Вальдовского-Варганека и приобрел, наконец, свой современный вид. До революции здесь размещался Русско-Азиатский банк, крупнейший среди акционерных банков России по объёму своих операций.

После революции, в 1923 году, здание было муниципализировано. До начала 1990 годов здесь размещались различные учреждения: Астраханское отделение Всероссийского Кооперативного банка, курсы учётно-кредитных работников, а после учётно-кредитный техникум; технологический техникум; Астраханский радиотехникум; техникум легкой промышленности.

В 1991 году здание было вновь реконструировано, по проекту Владимира Долгополова и Александра Тихонова, и в нем разместился Астраханский областной кукольный театр – ныне Астраханский театр кукол. Стоит отметить, что Владимир Долгополов был основателем театра и возглавлял его в должности художественного руководителя с момента основания по июнь 2014 года. Почетный архитектор России Александр Тихонов по сей день занимает должность художника-конструктора театра. Внутреннее убранство помещений сохранилось частично, поэтому утраченные элементы были воссозданы по эскизам Александра Владимировича.

В рамках нацпроекта «Культура» они отреставрированы уже в наши дни, как и все здание в целом.

ДОХОДНЫЙ ДОМ КУПЦА МИЗИНОВА
Управление МВД

Известное, пожалуй, каждому астраханцу «Кирова, пять» начинает свою историю еще с 70-х годов XIX века: правда, тогда это был небольшой дом. В 1899 году происходит первая реконструкция по проекту астраханского архитектора Константина Домонтовича. Ещё спустя десятилетие хозяин захотел большего – так и появился архитектурный шедевр Николая Миловидова, который мы можем видеть в наше время.

Здание было перестроено в полноценные три этажа, пристроено два эркера: боковой, со стороны нынешней улицы Кирова, и угловой, с куполом с башенкой. На фасаде появился лепной декор. Наибольший же интерес вызывает тот факт, что в Санкт-Петербурге есть точно такой же дом. А точнее было бы сказать, что это у нас, в Астрахани, есть копия доходного дома в Большом Конюшенном переулке, который за несколько лет до этого построил Лидваль. У Мизинова, естественно, в немного уменьшенном масштабе, соответствуя не самым широким улицам нашего города.

АСТРАХАНСКАЯ БИРЖА
Дворец Бракосочетаний

Биржевой комитет и биржа, служившие для заключения торговых сделок, были утверждены в Астрахани в 1870 году и размещались изначально в деревянной постройке. И уже к началу XX века возникла потребность в более современной и прочной постройке. В 1906–1910 годах по проекту архитектора Виктора Вальдовского-Варганека было возведено новое здание Биржи с выдающейся архитектурой и обширным внутренним залом.

Здание Биржи имеет сложный план и силуэт и по своим объемно-декоративным и стилистическим характеристикам относится к модерну, привнося в него немало элементов других архитектурно-художественных стилей, а также приметы и черты зарождавшегося в начале XX века конструктивизма. Располагаясь в непосредственной близости к воде, это здание и само напоминает корабль: на фоне основной части выделяется башня-мачта, балкон подчёркивает «палубу», а шпили на куполах напоминают флагштоки. Не используя в отделке фасадов и интерьеров дорогих строительных материалов, автор проекта добился эффекта величавости и респектабельности объема и интерьеров помещений.

С приходом советской власти в 1918–1920 годах в здании размещался политотдел Волжско-Каспийской военной флотилии. Здесь неоднократно выступал С. М. Киров, член политотдела флотилии. Сейчас же бывшее здание Биржи является Дворцом бракосочетания. В главном зале с эллипсовидным витражным окном проводится церемония бракосочетания.

ТОРГОВЫЙ ДОМ К.А. ШАРЛАУ С СЫНОВЬЯМИ
Кофейня «Шарлау»

Даже кофейня Астрахани может быть памятником архитектуры. Речь о знаменитой кофейне «Шарлау», история которой началась еще в XIX веке.

Карл Адольфович Шарлау — прусский подданный, лютеранин, кондитер из Вигштока — приехал в Астрахань в 1893 году в возрасте 57 лет вместе с женой Вильгельминой и детьми. Здесь он относительно быстро добился успеха. Фирма Шарлау существовала в Астрахани с 1897 года, сначала Шарлау старшего, а затем его наследников. В 1900 году Карл Адольфович построил двухэтажное каменное здание, в котором разместились и производство (шоколадная фабрика и кондитерское заведение), и личные квартиры владельцев. Но главное, оно поразило горожан нарядными архитектурными решениями — скажем спасибо небезызвестному Константину Домонтовичу.

Фасады оформлены в эклектичном стиле с чертами неоренессанса и отличаются разнообразным применением лепного декора – раковин, гирлянд, пилястр с коническими капителями. Активную роль в убранстве играет металлическая вязь: смотровая площадка имеет ажурный кованый парапет, также металлическое ограждение имеет и крыша.
Первый этаж был декорирован рустом, лепными листьями лотоса и гирляндами. А на втором красовались фигуры-кариатиды в виде пышногрудых женщин.

В кондитерской продавались изысканные кондитерские изделия, кофе, какао, горячее молоко, суфле, мороженое, булочки. Качество шоколада этой фирмы славилось на все Поволжье, Кавказ и Закавказье. Кондитерская «Шарлау» часто давала такие объявления: «Громадный выбор шоколадных конфет в изящных коробках! Новость! Шоколадные ликерные конфеты «Финь-Шампань» в очень оригинальной упаковке!»

12 января 1909 года сыновья К.А. Шарлау: швейцарский гражданин Владимир Карлович и прусский подданный Карл Карлович — организовали совместно с отцом полное торговое товарищество «Торговый дом К.А. Шарлау с сыновьями». В 1914 году предприятие было полностью передано Владимиру Шарлау. Ну, а в 1918-м имение Шарлау было разделено. За время советской власти у здания сменилось множество хозяев. В 1925 году, во времена НЭПа, фабрику арендовали Мизандронцевы, затем рабочий кооператив, промысловая артель «Кондитер», хлебокомбинат. Решением облисполкома Астраханской области от 03 июля 1980 г. № 406 бывшее имение Шарлау было объявлено памятником архитектуры.

Сегодня здание кофейни К.А. Шарлау вновь обрело свою былую ценность и популярность — помещение декорировано под изящную старину. Кофейня по-прежнему остается украшением центра Астрахани, где живут традиции.

ХРАМ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Князь Новгородский, Великий князь Киевский, Владимир Красно Солнышко, Святой Владимир – он навсегда вошел в историю как креститель Руси и правитель, при котором государство значительно укрепилось в мощи и единстве.

В честь 900-летия крещения Руси было решено построить Собор Святого Владимира, как памятник этому знаменательному событию. Однако из-за целого ряда проблем, таких как: медленный сбор пожертвований, неурожайный для России 1891 год, эпидемия холеры в Астрахани 1892 года, само строительство началось только в 1895 году и продолжалось до 1902 года. Проект петербургских гражданских инженеров Василия Косякова и Николая Икавитца был признан наиболее достойным. И, действительно, Храм князя Владимира уникален своей архитектурой и масштабами — особенно для конца XIX века. Выдержанный в византийском стиле, с прекрасным освещением и паровым отоплением он поднялся на 23,5 сажень (сажень — 2,13 метра), т.е. на высоту 50 метров…

Даже после революции, в непростые времена, здесь продолжали проводить службы. В марте 1924 года Астраханский архиепископ Фаддей (Успенский) сделал храм своим кафедральным собором. Это произошло потому, что как и Успенский собор, так и большинство других главных астраханских храмов находились во власти обновленцев. Однако в 1936 году храм был так же захвачен обновленцами, а в 1939 году закрыт советскими властями и долгое время использовался как склад . В 1967 году Храм Святого Владимира был переоборудован под автовокзал, в связи с чем были закрашены все образы православных святых.

29 января 1998 года глава администрации Астраханской области Анатолий Гужвин постановил создать специальную комиссию по воссозданию храма Святого Равноапостольного князя Владимира. 27 июля 1999 года храм вернули Русской православной церкви, а 28 июля 2001 года епископом Ионой (Карпухиным) были освящены новые колокола.

Последние новости

Избирательная комиссия Астраханской области провела заседание

Обсуждение ключевых вопросов предстоящих выборов.

Принятие бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования

В Астрахани прошло пленарное заседание регионального парламента.

Временное ограничение дорожного движения в городе

Ремонтные работы приведут к изменению маршрутов автотранспорта.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Волжском на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *