Федор Орлов представил широкой общественности проект программы вывода астраханского здравоохранения из затяжного кризиса
«Первое, что мы будем реформировать – это медицина», - заявил месяц назад во время рабочей поездки в ЗАТО Знаменск тогда еще врио губернатора Игорь Бабушкин.
Напомним, Федор Орлов стал и.о. министра здравоохранения Астраханской области 23 июля. Это случилось на следующий день после визита в наш регион министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой . В отличие от предыдущего визитера, председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, за три дня до этого разнесшей в пух и прах все, что происходит в Астраханской области, будь то дороги, зарплата или благоустройство, Вероника Скворцова была весьма сдержана в высказываниях. Но на следующий день и.о. министра здравоохранения Астраханской области Ольга Гребнева неожиданно написала заявление по собственному желанию, а не ее место назначили Федора Орлова. Остается только догадываться, что увидела на самом деле Скворцова в Астрахани.
В общем, отрасль досталась новому министру отнюдь не в лучшем состоянии. Орлову поручили в короткие сроки разобраться с проблемами регионального здравоохранения и подготовить план, который позволит вывести отрасль «из затяжного кризиса» - так выразился Игорь Бабушкин, предлагая ему должность.
В пятницу проект программы развития астраханского здравоохранения был вынесен на обсуждение медицинского сообщества в актовом зале АГМУ. На слушания пришли студенты и профессорско-преподавательский состав медуниверситета, депутаты, руководители территориальных органов ФОМС, Росздравнадзора и Роспотребнадзора, главврачи больниц и поликлиник. Такой формат сам по себе беспрецедентен для Астраханской области – обычно подобные программы разрабатываются в недрах министерств и преподносятся профильному сообществу уже в готовом виде.
Презентация программы началась с не самых оптимистичных заявлений: в здравоохранении все достаточно плохо. Пациенты ощущают это по очередям, невозможности попасть к нужному врачу из-за нехватки медкадров или еще чего-то. Те, кто отвечает за здравоохранение – по цифрам и экономическим выкладкам. Их озвучила первый замминистра Светлана Смирнова , отметив неудовлетворительное финансовое состояние отрасли. Кредиторская задолженность за последние 5 лет выросла более чем в 5 раз, с начала года – на 22%. Дефицит программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи с 2014 по 2017 год составил 3,4 миллиона рублей. Одна из главных проблем астраханского здравоохранения – отсутствие доступной медицинской помощи на селе.
Как все это собираются разруливать? Предваряя презентацию, Федор Орлов отметил, что первоначальную формулировку «программа реформирования» заменили на «программу развития», а при ее разработке руководствовались принципом «не навреди». Что означает, что при всех слияниях-реорганизациях пациенты не должны заметить никакой разницы – ну, то есть только в лучшую сторону.
Итак, подробности по пунктам.
Эффективное использование ресурсов. Предлагается ряд мероприятий по слиянию медучреждений.
Реорганизация Александро-Мариинской областной клинической больниц ы путем присоединения к ней Центра охраны здоровья семьи и репродукции . Это, по данным минздрава, централизует профильную помощь, устранит дублирующие функции (сейчас в этих ЛПУ существуют дублирующие структуры) и позволит сэкономить 17,8 млн рублей в год. При этом центр охраны здоровья семьи действительно переедет на территорию Александро-Мариинской больницы, где сейчас, по словам и.о. министра, пустует 2-этажное здание, при этом на его эксплуатацию тратятся деньги. В здании же на Красной набережной планируется разместить центр спортивной медицины.
Реорганизация Центра пластической хирургии и косметологии путем присоединения к областному кожно-венерологическому диспансеру . Также приведет к сокращению дублирующих служб, централизации ресурсов и экономии на 7,6 млн в год.
Реорганизация ГАУ АО «Астраханские аптеки» путем присоединения к нему Управления по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения . Позволит сократить расходы, а часть помещений управления по экспертизе, расположенных там же, где «Астраханские аптеки», использовать под аптечный склад.
Централизация лабораторных услуг - ее необходимость вызвана дефицитом в медорганизациях необходимого оборудования, расходных материалов и отсутствием ресурсов для квалифицированного обслуживания данного оборудования. При этом, подчеркнул Федор Орлов, люди будут приходить сдавать анализы туда же, куда ходили всегда – в свои поликлиники или амбулатории. Лабораторные же исследования будут проводиться в централизованной лаборатории Александро-Мариинской больницы, что будет способствовать соблюдению единого стандарта и повышению качества. В районах будут работать межмуниципальные лаборатории.
Централизация бухгалтерии подведомственных организаций (экономия 60 млн руб. в год) и службы IT -специалистов (экономия 10 млн в год).
В медорганизациях, расположенных преимущественно в сельских районах, имеются неиспользованные площади (16,3 тыс. кв. м), затраты на содержание которых составляют 1 миллион рублей в год. Если 11,7 кв. м из них передать муниципалитетам, в том числе для предоставления жилья медработникам, а 4,6 тыс. кв. м «списать», то можно сэкономить этот миллион.
Реорганизация первичного звена.
Это то, что ближе всего к людям и вызывает самое большое число жалоб и нареканий и то. О неудовлетворительной работе первичного звена недавно высказался и президент РФ. «Укрупнение больниц и поликлиник – мировой тренд последнего 20-летия» , - сказано в проекте программы развития астраханского здравоохранения. Маленьким учреждениям трудно соблюдать все порядки оказания качественной медпомощи в силу объективных причин – например, оснащать организацию дорогим оборудованием.
Поликлиники, расположенные недалеко друг от друга, предполагается объединить и на их базе создать поликлинические комплексы. Впрочем, Федор Орлов несколько раз, отвечая на вопросы медобщественности, повторил: здания никуда не денутся и не изменят своих функций. Все поликлиники останутся на прежних местах и будут принимать пациентов. Смысл слияния, во-первых, в сокращении административного персонала. во-вторых, в уходе от маломощных медицинских учреждений и от дефицита узких специалистов. «Сегодня поликлиникам не хватает численности населения, чтобы ввести штатную единицу узкого специалиста , - пояснил и.о. министра. – Например, проктолога у нас нет как такового в амбулаторно-поликлинической сети. И таких специалистов много. Увеличивая численность прикрепленного населения, мы получаем возможность ввести в штатное расписание поликлиники узкого специалиста» .
Сегодня большинство поликлиник в областном центре располагаются на первых этажах жилых домов, их помещения давно уже не отвечают современным требованиям. В городе необходимо построить 6 новых типовых зданий для 4 поликлиник.
Сельское здравоохранение.
Здесь проблем больше всего. Кадровый дисбаланс, нехватка узких специалистов и медработников среднего звена, слабая материально-техническая база, проблемы с транспортной доступностью. В этом году будет введено в эксплуатацию 9 ФАПов, в 2020-м – еще 27. При этом 62 ФАПа на сегодняшний день находятся в аварийном состоянии, а в 22-х отсутствует медперсонал. Программа «Земский доктор» не решает проблемы полностью, на сегодня, сообщила Светлана Смирнова, она выполнена на 30% - даже миллионом «подъемных» медиков не удается затащить на село.
Для решения кадровой проблемы на селе региональный минздрав впервые запустил дополнительный целевой набор студентов в медицинский колледж. Обучение проводится за счёт бюджета при условии, что по окончании колледжа выпускники трудоустроятся в сельские медучреждения Астраханской области. На призыв откликнулось много молодёжи: конкурс составил четыре человека на одно место. В итоге по проекту набрано 70 студентов, которые 17 сентября начали обучение.
Кроме этого, считает Федор Орлов, муниципалитеты должны предоставлять медработникам жилье с возможностью приватизации, чтобы «подъемные» врачи и фельдшеры могли потратить на себя и на семью.
Что касается сети сельских медучреждений, предполагается создание шести межмуниципальных медицинских центров на базе районных больниц (в Ахтубинске, Харабали, Володарском, Камызяке, Икряном и Енотаевке). Они будут оснащены необходимым медицинским оборудованием и позволят повысить кадровый потенциал сельских медучреждений. Это не значит, что людям придется ездить за медпомощью в соседний район - ФАПы, амбулатории и больницы по-прежнему останутся на своих местах. Более того, для повышения доступности планируется создание плавучих ФАПов, а со следующего года в регионе начнет создаваться санавиация.
Развитие специализированной медицинской помощи.
Планируется построить 2-й корпус перинатального центра Александро-Мариинской больницы (объем инвестиций 1,2 млрд рублей), лечебно-диагностический корпус областного онкодиспансера (1,268 млрд руб.), новый 7-этажный хирургический корпус для областной детской больницы им. Н.Н. Селищевой (3,4 млрд руб.), новый корпус на территории противотуберкулезного диспансера, хирургический корпус на территории больницы им. Кирова, корпус регионального сосудистого центра в АМОКБ, корпус для раннего восстановительного лечения и реабилитации на территории федерального центра сердечно-сосудистой хирургии.
Это основные пункты программы. Речь шла также о создании отделения реабилитации онкологических больных, организации травмпунктов на базе Александро-Мариинской, Кировской и детской областной больниц, развитии гериатрической службы, развитии скорой помощи.
В целом ни один пункт программы не вызвал критики со стороны медицинского сообщества. Но было много уточняющих вопросов и предложений. Например, как будут работать объединенные учреждения и что будет с работниками, ведь они тоже люди. «Мы не делаем революцию» , - сказал Федор Орлов и привел пример укрупненных поликлиник: это поликлиника №10 в Трусовском районе, опыт Волгограда, где на городской район – по одной поликлинике. По принципу объединенной лаборатории работает Краснодар. По поводу штатов и.о. министра отметил, что медработники останутся на своих местах, а вот административный, технический персонал будет сокращен. «Это не очень хорошо, но это требование времени» , - признал он.
В завершение Федор Орлов еще раз подчеркнул, что это еще не программа, а проект, и каждый может внести в него предложение, прежде чем готовый документ ляжет на стол губернатору. «Чтобы здравоохранение шагнуло вперед, нужна ваша помощь , - обратился он к присутствующим. – Можно работать так как есть, но это сегодня не устраивает никого» .
Программа рассчитана на 2020-2022 годы. В финансировании самых капиталоемких пунктов (строительство новых корпусов) область рассчитывает на федеральные деньги. Если удастся включить объекты в нацпроект, то финансирование составит 97/3 процента – то есть львиная доля средств будет поступать из федерального бюджета.
Последние новости
Астраханским донорам проиндексируют выплаты
В региональном минздраве сообщают, что выплаты Почётным донорам России и СССР проиндексировали на 4,5%.
Центральная городская библиотека Астрахани запускает проект для иностранных студентов
В январе этого года в Центральной городской библиотеке начинает свою работу языковой клуб для молодых представителей других стран.
Сотрудники Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области поздравили воспитанников ГСКУ АО СРЦ «Радуга» с наступающим Новым годом
Председателем Молодежного Совета – ведущим специалистом-экспертом отдела по вопросам адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Гюлджян А.Г.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией