Тупик российской журналистики

С интересом смотрю, как закономерно поезд под названием «журналистика», легко вылетевший из «свободы» 90-х, въезжает в тупик.

С интересом смотрю, как закономерно поезд под названием «журналистика», легко вылетевший из «свободы» 90-х, въезжает в тупик. Это связано с закономерными процессами, которые шли в журналистике все эти годы. Главная задача журналистики всегда была четкой – информировать человека о происходящем максимально документально. В советское время журналистика должна была информировать так, чтобы любая информация несла в себе позицию государства. Чтобы было понятно – если «в газетах пишут», то нужно верить.

В девяностые родилась современная журналистика, единственной задачей которой стало делиться убеждениями. Личными или корпоративных групп. С современным искусством, литературой и прочим она совпадала в основном посыле. Главное –  самовыражаться. При этом не важно, знаешь ты предмет или нет – самовыражайся. Это дивное изобретение позволило во всех упомянутых жанрах уйти от формы, стиля, смыслов. К какому стилю, жанру отнести какого-нибудь Монро или «Синие носы»? Да ни к какому – люди свободно самовыражаются. В журналистике было то же самое. Это и не эссе и не новелла и не информационное сообщение и не статья и не хроника. Это бесформенная, высокомерная передача мнения, убеждения, просто настроения, когда автор знает, что отвечать он за это не будет.

При этом он не знаком с предметом, что-то слышал, где-то видел, вскользь читал … как у Грибоедова «О чем бишь нечто? Обо всем!». Для того, чтобы дилетантизм был незаметен, выработали особый стиль – снисходительное хихиканье ( «всеобъемлющая ирония» , –  как они говорили). Классический образец этого стиля – Колесников из «Коммерсанта». Стиль этот позволял говорить о любой проблеме как бы свысока, иронически, дескать, да и так все ясно. Все это было так восхитительно, упоительно, легко и столь заразительно, что в журналистику ринулись все, кому не лень. Самовыражение позволило всё – мат, грязь, пошлость, ругань, бюрократизмы, –  и создало форму медийной продукции.

Но… Для того, чтобы самовыражаться, нужно иметь то, что хочется выразить. Иметь самого себя. В журналистике в девяностых и нулевых таких не стало. То есть предмета самовыражения не было, а самовыражение было. Данная коллизия привела к тому, что самовыражаться стали обо всем, профессионализм умер окончательно. Соответственно стали бояться серьезных вопросов, галиматью и претенциозные бессмыслицы стали преподносить как нечто важное, смыслообразующее. Общество бомбардировали «наболевшими» вопросами – куда ехать летом? Как заработать, не работая? Сколько получают эстрадники? Где дочери Путина? Вопросы не предусматривали мысль, ответы на них ничего не меняли, ну и что? Главное – не переставать самовыражаться. У людей складывалось ощущение, что их приглашают к решению серьезных вопросов, их мнения ждут. На самом деле общество стало инструментом самовыражения в руках продажных дилетантов.

Самовыражающиеся понимали, что им, как властителям дум, нужно хорошо платить. Самовыражением стали торговать. Сначала немного стеснялись, но потом как-то освоились. Пространство СМИ распалось на ряд рынков – на одном торговали оппозиционностью, на другом либерализмом, на третьем консерватизмом, на четвертом интересами корпораций. Иногда на одном рынке торговали сразу всем, как, например, в  «МК»  – от проституток до од Лужковскому вандализму.

Сегодня апофеоза эти процессы достигли в среде «военблогеров» (все начиналось блестяще, но термин за год стал настолько нарицательным, что некоторые из реальных, а не самозваных, военблогеров просят их больше так не называть). Теперь границ нет вообще никаких, а в сублимированном самовыражении бурлит всё. Паника, дилетантизм, нахрап, ругань, поучения, критика, восторги, подписота… Все это густо приправлено мемными финками НКВД, торговлей которыми никто уже даже не стесняется.

Неудивительно.

Ведь с рельс свернуть нельзя.

Борис Якеменко

AST-NEWS.ru

Последние новости

В Госдуме прокомментировали ситуацию с миллиардными долгами астраханских МУПов

Долги астраханских МУПов перед энергетиками продолжают расти. Если осенью цифра составляла 1,648 млрд рублей, то сейчас она достигла 1,772 миллиарда.

Клиенты ВТБ удвоили объём покупок на праздниках

Фото: ПАО «ВТБ» На новогодних каникулах они совершили 120 млн покупок, потратив при этом почти 124 млрд рублей По сравнению с прошлым годом объём трат и количество покупок в праздники выросли в 2 раза — об этом свидет

Астраханская область лидирует по выращиванию важнейшего продукта

И намерена сохранить этот статус Астраханская область продолжает вносить свой существенный вклад в производство одного из важнейших продуктов для продовольственной безопасности страны — картофеля.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Клину, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *